Беларусь возрождает крепостное право

Белорусским работникам колхозов и совхозов будет запрещено менять сферу деятельности и переезжать в города без личного разрешения глав областей

Неожиданную новость Александр Лукашенко сообщил во вторник в ходе традиционной рабочей поездки по агрохозяйствам Минской области. Он пообещал подписать декрет, который введет крепостное право в белорусской деревне, не позволяя работникам колхозов и совхозов менять сферу деятельности и переезжать в города без личного разрешения глав областей. Соответствующий проект уже подготовлен президентской администрацией. "Я ставлю жестко вопрос потому, что на столе декрет, о котором я говорил ранее. Вчера мне его положили на стол по поводу, ну, скажем прямо, "крепостного права". Мы замыкаем на губернаторов все", - заявил Лукашенко.

Такое решение на президентском уровне назревало давно. Дело в том, что люди просто бегут из села. Бегут в областные центры, в Минск, где живет уже почти каждый третий белорус. В деревнях остаются пенсионеры и алкоголики, вся молодежь и трудоспособные люди среднего возраста - уезжают.

Фактически речь идет о возрождении в Белоруссии практики сталинских времен, когда советские крестьяне не имели паспортов и могли легально покинуть колхоз только тремя путями - отправившись на службу в армию, отправившись учиться в город (с разрешения председателя колхоза) или завербовавшись на "ударную стройку пятилетки" (например, на ДнепроГЭС или Магнитку). Эту практику в 1960-х отменил Никита Хрущев. Причем, заметьте, тогда на выезд надо было разрешение председателя колхоза, а теперь самого главы области.

В Администрации президента Белоруссии готовящийся декрет комментировать отказались. Однако неожиданно содержательный комментарий, причем с иллюстрациями, дал чиновник Министерства экономики - попросивший, впрочем, не называть его имени. "Такое решение на президентском уровне назревало давно, и нынешняя посевная-уборочная - только формальный предлог, - сказал источник Газеты.ру. - Дело в том, что люди просто бегут из села. Бегут в областные центры, в Минск, где живет уже почти каждый третий белорус. Сегодня три четверти населения Беларуси (7 млн 275 тыс. человек) - горожане. В деревнях остаются пенсионеры и алкоголики, вся молодежь и трудоспособные люди среднего возраста - уезжают. Зарплата на селе - самая низкая, перспектив - никаких. Выпускников вузов после учебы принудительно распределяют в деревни, но они, отработав положенные два года, сразу сбегают. Либо не едут вообще - "косят" от распределения, как раньше "косили" от армии. То есть реально работать на селе некому уже сейчас, и ситуация только ухудшается".

При этом у Александра Лукашенко уже есть опыт в области "крепостного права". Два года назад после посещения ОАО "Ивацевичдрев" белорусский президент остался крайне недоволен тем, как идет модернизация деревообрабатывающей отрасли страны. И уже 7 декабря 2012 года Лукашенко издал декрет №9 "О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности", запрещающий работникам предприятий деревообработки увольняться с этих предприятий до конца реализации инвестиционных проектов. Если же работник любым путем требовал досрочного расторжения контракта, он должен был обжаловать отказ своего руководства только у председателя областного исполнительного комитета. То есть - у губернатора. Тех же, кто просто переставал ходить на работу, предписывалось приводить туда силой, задействуя милицию.

Сам факт того, что "крепостное право" на селе планируется ввести не президентским указом или парламентским законом, а именно декретом, говорит о том, сколь серьезно настроены белорусские власти. Декрет - это нормативный акт, издаваемый президентом страны, который по умолчанию имеет силу закона, а при определенных обстоятельствах - имеет силу высшую, нежели закон, принятый парламентом.