Бедная Словения и другие триллеры. Почему Арахамия решил, что на Балканах голодают
О причинах, которые сподвигли лидера фракции "Слуги народа" Давида Арахамию вдруг вспомнить о Словении, можно только догадываться. Возможно, говоря о том, что если Украина "гармонизуется" с Европейским Союзом, то может стать "самой слабой экономикой в ЕС, чем-то вроде Словении", он вовсе не имел в виду именно эту бывшую югославскую республику.
Потому что Словения, которая присоединилась к Евросоюзу в 2004 г., как раз таки является примером невероятно успешного роста и развития. Отделившаяся от Югославии первой из республик СФРЮ в 1991 г., после десятидневной войны, страна демонстрирует завидные показатели буквально во всех сферах.
Согласно Отчету о глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2019 г. Словения занимает 35-е место в общемировом рейтинге, между Португалией (№34) и Саудовской Аравией (№36), опережая такие страны, как Польша (№37), Россия (№43), Оман (№53). Украина на 85-й позиции.
ВВП Словении, по данным Евростата за 2018 г., составляет 22 080 евро в расчете на одного жителя, что больше, чем у 12 других членов ЕС. Например, у Португалии (19 830), Венгрии (13 690) и Польши (12 920 евро). ВВП Украины, по данным Всемирного банка, в 8,5 раза ниже словенского показателя.
В рейтинге Индекса человеческого развития (ООН) за 2019 г. Словения на 24-м месте - выше, чем Испания (25), Чехия (26), Франция (27)... Украина 88-я.
Однако если депутат действительно перепутал страны, возникает вопрос, точнее, два вопроса: какую страну хотел назвать представитель президентской фракции и почему все-таки на ум пришла именно Словения?
На первый вопрос ответ прост: Арахамия мог захотеть назвать действительно страну - члена ЕС с наихудшими экономическими показатели, которая к тому же является соседкой Украины, - это Болгария (ВВП - 7980 евро на душу населения). Понятно, что это только предположение, но более адекватного пояснения про возникновение "казуса Словении" придумать невозможно - созвучная Словакия отнюдь не бедствует и по темпам роста ВВП отстает от Словении всего на 0,1%, хотя на душу здесь приходится "всего" 15 560 евро, - крепкий середнячок.
А вот ответ на второй вопрос - почему из подсознания народного избранника всплыло название Словении - более интересен.
В связи с этим на ум приходят постоянные споры с политиками, экспертами и обычными людьми по поводу "бедности в странах бывшей Югославии" и "на Балканах" (имея в виду западную часть полуострова). Украинцы в массе своей уверены, что абсолютно все государства этого региона просто прозябают в нищете. И никто не хочет посмотреть на данные статистики и увидеть, что даже в частично признанном Косово и ВВП, и средние зарплаты с пенсиями больше, чем в Украине, что уж говорить про всех остальных. Поэтому Арахамия в принципе просто воспроизвел типичный украинский стереотип относительно всего региона.
Тут можно вспомнить "случай из жизни". Во время одной из дискуссий времен середины 2013 г. про перспективы устаревших индустриальных производств представитель известной донецкой финансово-промышленной группы внезапно заявил, что в Хорватии, которая тогда только-только вступила в ЕС, страшный кризис в промышленности и - дословно - "хорваты умирают с голоду". Тут можно было бы поставить значки "фейспалм" и "гомерический хохот", однако мы помним, что случилось осенью того же 2013 г. - отказ Януковича от подписания Ассоциации с ЕС и Евромайдан.
Теперь о бедствующей Словении вспоминают тоже не просто так, а в контексте необходимости прекращения синхронизации украинского и европейского законодательства, то есть торможения евроинтеграции. Не удивлюсь, если в СМИ скоро появятся материалы об экономическом кризисе в странах Евросоюза, о минусах вступления в ЕС для "голодающей Хорватии", "слабой Словении", "забытой Словакии" или "бедной Болгарии". Не исключено, что кто-то (известно кто) хочет снова попытаться убедить украинцев евроинтегрироваться очень осторожно, а может, и вовсе приостановить процесс. А то ведь ослабеем, того и гляди голодать начнем.