Байден, Путин и СНВ-III. Когда из Белого дома позвонят на Банковую
Кремль скрыл от россиян ряд важнейших тем, которые поднимались во время разговора Байдена и Путина
Джо Байден на шестой день своего президентства созвонился с российским лидером Владимиром Путиным. Тем самым четко дав понять, что несмотря на внутренние проблемы, российское направление американской внешней политики находится в списке приоритетов.
Правда, Путин оказался не первым мировым лидером, с кем новый президент США переговорил, а шестым. Или седьмым, если брать во внимание состоявшуюся накануне телефонную беседу Байдена и генсека НАТО Йенса Столтенберга.
Первыми, с кем пообщался Байден, конечно же, стали соседи — премьер-министр Канады Джастин Трюдо и президент Мексики Андрес Обрадор, с которыми его предшественник Дональд Трамп основательно испортил отношения, продвигая новое торговое соглашение и свою миграционную политику.
К слову, с Обрадором спустя три дня после Байдена, 25 января, и перед собственными переговорами с новым президентом США общался и Путин.
Согласно сообщению пресс-службы Кремля, обсуждали лидеры сотрудничество в борьбе с пандемией Covid-19, и Путин, пользуясь случаем (у президента Мексики как раз выявили коронавирус), предложил ему российскую вакцину "Спутник V".
Разговор состоялся на фоне сообщений о том, что мексиканский бизнесмен Алехандо Коссио якобы вызвался обеспечить этой вакциной мексиканский штат Веракрус.
Только вот в самой России по какой-то причине факт сотрудничества с Коссио отрицают. Что, возможно, и стало одной из тем телефонной беседы Путина с Обрадором.Кроме того, нельзя исключать вероятности, что Путин также попытался выведать у Обрадора хоть какую-то информацию о его беседе с Байденом. Просто это осталось за скобками официального сообщения.
Т.е. хозяин Кремля, очевидно, готовился к разговору с американским визави. Впрочем, как и президент США, который 24-26 января провел переговоры с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, главой Франции Эмманюэлем Макроном и, собственно, генсеком НАТО.
Разговорами с ними Байден подтвердил свое намерение улучшить трансатлантическое сотрудничество, включая НАТО, и, конечно же, затронул тему отношений с Россией, а также поддержки Украины.
Ложь Кремля
И только после звонков ключевым союзникам Соединенных Штатов в Европе, в том числе в противостоянии российской агрессии, настал черед российского президента. Но главное здесь все же то, как Кремль и Белый дом проинформировали о состоявшемся разговоре, поскольку подача у пресс-служб президентов кардинально отличается.
Кремль решил на предавать огласке ряд тем, которые выставляют Путина в невыгодном свете. В частности, в пресс-релизе на сайте Белого дома отмечается, что Байден в первую очередь поднял вопрос продления Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III, или New Start) и подчеркнул, что Соединенные Штаты все так же поддерживают суверенитет Украины.
Кроме того, новый президент акцентировал внимание на масштабной и продолжительной (с весны текущего года) кибератаке на правительственные структуры США со стороны российских спецслужб; на сообщениях о том, что Россия платила талибам за убийство американских военных в Афганистане (Трамп эту тему спустил на тормозах); на вмешательстве в американские выборы в 2020 г. и на отравлении Алексея Навального.
В Кремле, в свою очередь, заявили, что переговоры Байдена и Путина носили "деловой и откровенный характер".
Тезис о поддержке Америкой Украины назвали "внутриукраинским урегулированием", а темы хакерской атаки, вмешательства в выборы и отравления Навального вообще потерялись.
У Путина сосредоточились, в первую очередь, на продвижении нарратива о договороспособности нового президента США, чему подтверждением, дескать, служит его готовность продлить СНВ-III.
Таким образом Кремль пытается убедить сограждан в том, что приход Байдена в Белый дом соответствует интересам РФ. Мол, в отличие от Трампа, тот хочет якобы нормализовать отношения с Россией, отказавшись от гонки вооружений.
Отчасти — подчеркнем, лишь отчасти — это так. Демократы действительно хотели бы избежать гонки вооружений. Об этом, к примеру, комментируя переговоры Байдена и Путина, заявила в Twitter сенатор от Демпартии Дайэнн Файнстайн.
Не перезагрузка
Но все же мухи отдельно, котлеты отдельно.
Этот договор, подписанный Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой, чьим вице-президентом был Байден, закрепляет сокращение количества стратегических наступательных вооружений (ядерных боеголовок — до 1550, межконтинентальных баллистических ракет — до 700).
СНВ-III позволяет администрации Байдена и Пентагону сократить ассигнования на поддержание боеготовности и модернизацию ядерных сил, перевести финансирование на разработку и модернизацию высокоточного оружия. Следовательно, Байден закладывает основы для дальнейшего наращивания военного и технологического отставания России от Соединенных Штатов.
К слову, под действие СНВ-III подпадает и ракетный — гиперзвуковой — комплекс "Авангард" с мифическими показателями в плане поражения и технических характеристик.
В то же время, продление договора объективно выгодно и России — в частности, комплексы Р-36М "Воевода" (они же "Сатана") без планового обслуживания специалистов "Южмаша" деградируют гораздо быстрее, чем планировалось. Соответственно, их нужно срочно снимать с дежурства и вооружения. Но при этом, разумеется, российские части РВСН перевооружаются "Тополями-2" и "Ярсами", которых можно развернуть меньше. А это уже плюс для российской экономики.
Так что неудивительно, что Путин оперативно — сразу после разговора с Байденом — внес в Госдуму РФ законопроект о продлении срока действия СНВ-III до 5 февраля 2026 г.
В том факте, что в этом вопросе Байден и Путин нашли общий язык, на самом деле не стоит искать предательства интересов ни США, ни Украины.
Потому что, во-первых, см. пункт о технологическом отставании; во-вторых, см. список претензий Белого дома к Москве.
Джо Байден предельно ясно дал понять, что еще спросит с России и за кибератаку, и за вознаграждения для талибов.
И перед своим разговором с Путиным президент США дал пресс-конференцию, во время которой сообщил журналистам о том, что запросил свежий доклад по всем проблемным вопросам в отношениях с Россией.
"Я попросил соответствующие ведомства, чтобы они тщательно меня проинформировали по всем этим вопросам, чтобы мне предоставили обновленную информацию, — сказал Байден. — Я без колебаний буду поднимать проблемные вопросы с Россией".
Что он, как видим, и сделал. Причем российская агрессия против Украины закреплена в списке приоритетных вопросов. Кстати, поддержка Украины Штатами продолжится и даже, возможно, усилится. На это указывают и ответы утвержденного Сенатом как раз 26 января на пост госсекретаря известного критика Кремля Энтони Блинкена во время слушаний в верхней палате Конгресса на прошлой неделе: он выступил за предоставление Украине военной помощи.
В общем, у государства Украина нет причин беспокоиться относительно стремления Соединенных Штатов сохранить и развить партнерско-союзнические отношения. Но они, очевидно, есть у ее руководства. Ведь пусть Украина и не внизу внешнеполитической повестки Байдена, но с Владимиром Зеленским он еще не созванивался — и, вероятно, еще нескоро сделает это по собственной инициативе. Отсутствие коммуникации вынуждает задуматься об уровне сотрудничества США и Украины. Насколько оно будет интенсивным? И не будет ли администрация Зеленского лишь отыгрывать роль наблюдателя — при случае смотря, как администрация Байдена "дрессирует" Кремль и отпуская приличествующие моменту комментарии?
Такой сценарий вполне возможен, ведь пока Банковая за исключением обещаний разобраться с септетом вмешивавшихся в американские выборы украинцев, среди которых и член президентской партии, ничего не сделала.