Барак Обама уподобился Элону Маску
Вечером 12 января в Вашингтоне состоялось важное событие - с ежегодным посланием "О положении страны" перед Конгрессом выступил президент США Барак Обама. Ежегодное послание президента - это один из редких случаев в американском политическом календаре, когда верхушка государственной власти - всех трех ее ветвей - собирается под одной крышей. Присутствуют сенаторы и конгрессмены, весь президентский кабинет и судьи Верховного суда. Точнее, кабинет не весь, а почти весь. Обилие высших должностных лиц в одном месте настолько грандиозно и даже пугающе, что возникла и устоялась благоразумная традиция: обязывать одного из членов кабинета не присутствовать, а находиться где-то в безопасности, чтобы обеспечить преемственность власти, если в Капитолии вдруг произойдёт какая-то катастрофа. Понятно, что мероприятие с таким составом участников - самое серьёзнейшее и влияет на повестку дня не только в США, но и во всём мире.
В нынешнем году уходящий президент Барак Обама вынужден зачитывать своё ежегодное послание на фоне не самых радостных для Америки процессов - как внутренних, так и глобальных. Многие политики в США, равно как и многие союзники Америки за её пределами, видят в этих процессах и его долю вины, поэтому не скрывают разочарования его президентством. Чтобы в наступающие трудные времена, когда хуже становится довольно таки многим, поддерживать веру страны в себя и видеть, по словам Обамы, "возможности там, где другие видят только угрозу", надо быть довольно мужественным и уверенным человеком. Но насколько успешно Обама справляется с ролью вдохновителя для американской нации и объединителя для всего прогрессивного человечества, - это уже другой вопрос.
Осознавая, что нынешняя речь перед страной не обычная, а особенная - последняя для него в качестве президента - Барак Обама прямо заявил, что хочет сконцентрироваться не на будничной повестке - на год - а поговорить о будущем: "пять лет, десять лет и далее". В некоторые моменты он действительно говорил выражениями, которые вполне бы могли прозвучать из уст, например, Элона Маска, творца Tesla, Space-X и поборника колонизации Марса. О грядущем покорении Луны и победе над раком, к слову, президент США упомянуть не преминул.
Но ведь именно таковой и становится реальность! Радикальные, всё ускоряющиеся изменения в технологиях порождают изменения в энергетике, способе производства, а следовательно - и во всей экономике. Круги от экономики расходятся по социальной структуре всех обществ мира, изменяется баланс власти, возникают недовольные как вблизи вершин, так и на периферии. Это тема, которую президенту страны, желающей оставаться глобальным лидером, никак нельзя обойти.
Примечательно, что, в связи с возникающей необходимостью защиты среднего гражданина от слишком резких изменений, прозвучала в речи президента США и другая повестка, несколько необычная. Обозреватели, анализируя его тезисы, даже поговаривают о "социализме" (в американском смысле этого слова), поскольку президентская речь насыщена риторикой защиты рабочих и вообще простых американцев. Более того: в ней содержатся вполне острые выпады против злоупотреблений могущественных корпораций, "горстки семей" и даже Уолл-Стрит. Наверное, президент решил, что раз он "уходящий", то может себе такое позволить. Построение нового социального порядка - это вызов, который стоит перед всеми развитыми обществами. Свой ответ ищут не только в Америке, а также и в Европе, но готовых рецептов ни у кого нет. Поэтому, в частности, речь президента проникнута пафосом призыва к объединению и совместной работе всех слоев американского общества.
Впрочем, сам же Обама и признаёт, что внутриполитические разногласия в американском истеблишменте углубились. Он говорит о желательности появления президента уровня Линкольна или Рузвельта, чтобы "соединить мостами расхождения", и даже употребляет такие сильные слова, как "изменить систему". Стоит, наверное, упомянуть, что тема необходимости возврата к основополагающим государственным принципам, заложенным отцами-основателями, - вплоть до необходимости созыва нового конституционного собрания - набирает в американском обществе всё большую популярность. Ее взял на вооружение сенатор от Техаса Марко Рубио - один из вероятных на данный момент кандидатов от республиканцев. Возможно, администрация президента-демократа Обамы, пытается, используя ежегодное послание, как-то оседлать возникший в обществе дискурс и направить его в интересах однопартийцев - тем более накануне выборов.
Для мира особенно важны внешнеполитические тезисы, прозвучавшие в послании. Ведь лидерство проявляется не только в сферах передовых технологий, борьбы за сохранение климата и даже не только в успешных социальных трансформациях, результат которых ещё под вопросом. Но и в таких грубых физических вещах, как наказание "международных хулиганов", ставящих время от времени под сомнение существующее международное право. Похоже, в речи Обамы обозначена попытка найти баланс между умеренной самоизоляцией и влезанием Америки во все глобальные и не очень глобальные проблемы. К болезненному некогда уроку Вьетнама добавился - и отобразился в словах американского лидера - "урок Ирака". Президент дважды в разных местах и разными словами продекларировал тезис, что "мы не можем пытаться взять и обустроить каждую страну, которая сползает в кризис". Это сигнал многим, в том числе и Украине, что пора взрослеть.
Украину президент Обама прямо упомянул в двух местах, что довольно много. Один тезис - "мы помогаем Украине защищать демократию" - возражений не вызывает. А вот второй фрагмент стал поводом для оживлённой реакции множества американских и мировых политиков: "Россия вливает ресурсы, чтоб поддержать Украину и Сирию - государства, которые ускользают из её орбиты". Реакция на эти слова охватывает широкий диапазон - от резкой критики до колкостей и шуток. Не исключено, вообще-то, что спичрайтеры имели в виду, что это в Сирию вливаются ресурсы, а Украина ускользает из орбиты... Хотя, с другой стороны, всегда надо допускать, что как раз читатели и слушатели чего-то из того, что известно президенту США, на самом деле не знают.
Как бы то ни было, тема сохранения глобального лидерства Америкой на крутых поворотах нашего времени в выступлении Барака Обамы просматривается чётко. "США - это самая могущественная нация планеты", что так и есть, и "когда возникает какой-либо важный международный вопрос, народы мира не обращаются за лидерством к Пекину или Москве - они зовут нас". Но с другой стороны, какой-нибудь аналитик, или даже психоаналитик, мог бы сказать, что слова про Пекин и Москву - это признак стадии отрицания. Раньше таких вопросов просто не возникало: Пекин был лояльным младшим партнёром, а Москва - чуть ли не изгоем. А нынче в своём послании президент США, желая поставить себе в заслугу соглашения по Транс-Тихоокеанскому партнерству, подчеркивает - уже не в первый раз в своих выступлениях, - что этот проект антикитайский. То есть, отношение к возвышающемуся Китаю весьма серьёзное.
Планету уже штормит, а будет штормить, вероятно, ещё сильнее. "Нравится нам это, или нет, темп изменений будет только убыстряться", - сказал миру президент США. Не только Америку, но и всех нас ожидают непростые времена и непростые решения. Упомянув об "уроке Ирака", Барак Обама далее отметил, что есть, вообще-то, "более умный подход": Америка, конечно, может действовать в случае необходимости самостоятельно, но "в глобальных вопросах мы будем мобилизовать всех, чтобы они работали с нами, чтобы каждая страна делала свой посильный вклад". Собственно, это и является квинтэссенцией доктрины Обамы: распределять усилия и избегать перенапряжения там, где это возможно. Если Америка действительно сможет сделать так, чтобы красивые, сказанные президентом слова: "объединение мира вокруг вещей, за которыми стоит правда", - были не просто декларацией, а такой же истиной, как и в те времена, когда США возглавляли свободный мир в борьбе с советской империей, - то в этом будет шанс и для неё, и для всего мира. Тогда последнее послание первого темнокожего президента США, нобелевского лауреата Барака Обамы, действительно сможет стать отправной точкой новой стратегии, в которой и Америка, и весь мир сейчас особенно остро нуждаются.