• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Балканский год Европы. Почему Киев больше не может игнорировать Албанию

Украине необходима срочная ревизия и коррекция балканской политики
Фото: aktivpress.com
Фото: aktivpress.com
Реклама на dsnews.ua

2020-й год неожиданно станет для Украины сезоном открытых окон возможностей во внешней политике. Если получится воспользоваться шансом, более эффективными станут отношения с ЕС и будет налажен беспрецедентно высокий уровень взаимодействия с ОБСЕ. Но для того, чтобы реализовать эти возможности, Украине придется "подтянуть" кое-какие "хвосты". В первую очередь - разобраться с балканским направлением.

Европа по-хорватски

В первой половине следующего года возглавлять Европейский Союз будет Хорватия. Даже несмотря на тесные экономические связи с РФ (россияне за долги выкупили акции крупнейшего хорватского агрохолдинга и ритейлера) и неоднократные теплые визиты в Россию нынешнего президента республики Колинды Грабар-Китарович, Хорватия - это страна, очень хорошо понимающая Украину и искренне сочувствующая украинцам. Председательство Загреба в Совете ЕС дает возможность Киеву пересмотреть свою отношения с Брюсселем, повысив их коэффициент полезного действия. Сложно, конечно, надеяться на перезагрузку и выход на новый уровень в отношениях Украина-ЕС, но ситуация будет явно благоприятствовать более тесным связям Киева и Брюсселя.

Сегодня хорватское направление в украинской дипломатии вроде бы не дает оснований для беспокойства и не выглядит позабытым и позаброшенным. Недавно в Загребе побывал вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба. Из официальных сообщений известно, что планируется визит в Украину премьер-министра Хорватии Андрея Пленковича, будет возобновлена работа межправительственных групп по экономическому сотрудничеству и по изучению хорватского опыта мирной реинтеграции. Однако вот уже почти три года у Украины нет посла в Загребе, и теперь, когда Хорватия будет возглавлять ЕС, затягивание решения кадрового вопроса выглядит особенно странным и необъяснимым.

Это тем более странно, если принимать во внимание тот факт, что и без хорватского председательства в Евросоюзе взаимодействие с этой страной было для Украины очень актуальным.

Хорватка Мария Пейчинович-Бурич с сентября 2019 года является генеральным секретарем еще одной чрезвычайно важной для Украины европейской организации - Совета Европы. Хорватия является - наряду с Польшей - основателем проекта "Триморье", а нынешняя украинская власть уже заявила о своем желании сотрудничать с этой инициативой. К тому же общеизвестно, что хорватский опыт вступления в Евросоюз и НАТО и опыт мирной реинтеграции ранее оккупированных территорий для Украины являются кладезем лайфхаков.

Отсутствие украинского посла в Загребе в течение 2019 года можно объяснить президентскими выборами, которые обе страны пережили или все еще переживают (в Хорватии второй тур состоится 5 января). Однако уже вскоре после 05.01.2020 Киев мог бы без промедлений назначить его.

Реклама на dsnews.ua

Принципиально иная и гораздо более сложная ситуация для Украины складывается вокруг другого "балканского кейса".

Самая важная организация

В 2020 году председательствовать в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе будет Албания. И как раз в этот период ОБСЕ будет для Украины самой важной институцией в мире.

Как известно, представитель ОБСЕ выступает посредником во время переговоров в Трехсторонней контактной группе (на переговорах в Минске), в Украине действует Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ, именно эта структура следит за прекращением огня и разведением сил на Донбассе. А еще ОБСЕ должна мониторить будущие выборы в "отдельных районах Донецкой и Луганской областей" (если они все же состоятся) и - согласно предварительно утвержденной "формуле Штайнмайера" - вынести вердикт об их легимности, согласно которому Украина должна будет окончательно предоставить особый статус ОРДЛО.

В официальном документе албанского Министерства иностранных дел, описывающем цели и задачи во время председательства страны в ОБСЕ, разрешение конфликта "в и вокруг" Украины упоминается как приоритет №1. Теоретически, Албания, которая уже более 10 лет является членом НАТО и не замечена в пророссийской политике, должна быть - с точки зрения Киева - неплохим главой Организации. Есть даже надежда, что злорадные шутки про "слепых наблюдателей" будут забыты. Но не все так просто.

Основные проблемы албанского председательства в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются объективными.

Как известно, в стране недавно произошло самой мощное за последние 30 лет землетрясение, с десятками жертв, сотнями пострадавших и тысячами оставшихся без крова людей. Приоритетом во внешней политике для албанских властей сегодня является аккумуляция различного типа помощи для восстановления разрушенных районов. Например, на начало 2020 года намечена крупная международная конференция доноров - и именно это направление работы затмит для Тираны все другие внешнеполитические приоритеты. Однако есть в трагедии с землетрясением в Албании и чисто субъективное обстоятельство, которое может в какой-то мере негативно сказаться на украинско-албанских отношениях. Дело в том, что Украина на официальном уровне - по неизвестной причине - не стала посылать помощь и высказывать соболезнования албанцам, пострадавшим от стихийного бедствия.

Есть, конечно, надежда, что какие-то контакты состоялись в непубличном пространстве, но в плоскости массовых коммуникаций такой "игнор" со стороны Киева выглядел очень неудачным решением, особенно в контексте важности для Украины предстоящего взаимодействия с Албанией в качестве главы ОБСЕ.

Есть и еще один не самый приятный для Киева момент, который потенциально может привнести порцию негатива в отношения Украины с ОБСЕ.

Дело в том, что когда Албания возглавит эту организацию, действующим главой ее станет министр иностранных дел этой страны. Формально должность председателя ОБСЕ займет Эди Рама, он же руководитель албанского правительства. Однако фактически главой МИД страны является и.о. министра Гент Какай. Он албанец из Косово, сын известного косовского ученого. Учитывая категорическое неприятие Украиной права Косова на существование в качестве независимого государства, общение с косоваром-албанцем может быть достаточно прохладным - причем как с одной, так и с другой стороны. Хотя, принимая во внимание, что 29-летний Какай получил ученую степень в области метафизики, нельзя исключать, что именно ему понять загадочную украинскую дипломатию и местами несколько странноватую украинскую политику будет как раз-таки проще, чем любому другому правительственному чиновнику.

Посольский "игнор"

Однако и этические, и психологические нюансы - гораздо меньшая проблема по сравнению с еще одним, действительно существенным негативом на албанском направлении.

Дипломатические отношения между Албанией и Украиной были установлены в январе 1993-го года, однако стороны до сих пор не провели обмена диппредставительствами. Полноценных посольств у нас нет - как украинского в Тиране, так и албанского в Киеве.

Посольство Украины в Республике Албания работает "по совместительству" - эту функцию поручили украинским дипломатам в Греции. Посольство Республики Албания в Украине также является "совместителем" и работает удаленно из польской столицы. Тогда как, например, в соседних с Албанией Черногории и Северной Македонии активно и успешно работают украинские послы, а посольства этих стран присутствуют в Киеве.

Можно долго анализировать, как и почему случился такой странный пробел в нашей внешней политике. Наверняка при этом выяснится много удивительных подробностей. Но как бы там ни было, есть шанс дождаться решения "албанской проблемы" уже в ближайшем будущем: не далее как в третьем квартале 2020 года Посольство Украины в Албании должно начать работу. Об этом рассказал в недавнем интервью Государственный секретарь МИДа Андрей Заяц. Когда албанская сторона примет аналогичное решение, неизвестно.

Выходит, что, по крайней мере, первую половину следующего года ситуация с отсутствием посольства Украины в Тиране и Албании в Киеве вряд ли кардинально изменится. И это, очевидно, никак не будет способствовать максимально продуктивному взаимодействию Украины с ОБСЕ во время такого критически важного периода, каким станут первые месяцы нового года с точки зрения реализации мирных договоренностей в рамках "Минска" и "Нормандии".

    Реклама на dsnews.ua