Балканская западня. Как Черногория партнеров по НАТО подвела

Член Альянса, который ведет себя как союзник не просто государств за пределами НАТО, но враждебных ему государств, это проблема, которую нельзя оставлять без внимания 

Президент Черногории Мило Джуканович и Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на совместной пресс-конференции в Брюсселе, 18 мая 2021 г.

29-й член НАТО, Черногория, продолжает создавать Альянсу одну проблему за другой. Коротко их можно назвать отказом от выполнения обязательств. Черногория отказалась от проведения учений, от установки радиолокационной станции, от увеличения миссии в Косово… Причины формально никак не связаны с тем, что у власти в стране сейчас просербские и пророссийские силы. Но очевидно, что дело именно в этом.

Сбои в плане

Когда Запад поддерживал смену власти в Черногории, политики, аналитики и общественные активисты объясняли это необходимостью убрать от руля коррупционеров, построивших почти автократический режим – шутка ли, страна прожила почти 30 лет без смены власти! Даже необходимость формирования коалиции прогрессивной, демократической и антикоррупционной оппозиции не только с сербскими шовинистами, но и с напрямую ориентированными на Кремль политическими проектами не вызвала настороженности в западных столицах. Бытовало мнение, что главное на данном этапе – демонтировать "режим Мило Джукановича", бессменного черногорского лидера, обеспечить прозрачность государственных финансов, договориться об "экспертном правительстве" и потребовать от новой власти соблюдения взятых ранее внешнеполитических обязательств. Тогда Черногория точно не станет выходить из НАТО, не будет отзывать признание Косово и не начнет отменять санкции против России – а все остальное не так уж и важно.

Однако план, который, по сути, и был реализован в прошлом году, начал давать сбои.

Нет, формально новая черногорская власть не принимала решений, которые прямо противоречили бы достигнутым договоренностям. Страна остается членом НАТО, признает Косово независимым государством и не меняет санкционную политику в отношении РФ. Но за официальным фасадом скрывается активная деятельность, направленная на демонтаж евроатлантической политики государства и изменение внешнеполитического вектора страны с "брюссельского" на "московский".

"ДС" уже писала о том, как Черногория "случайно" выдала России агентов американских спецслужб. Местные аналитики тогда утверждали: раскрытие секретной информации — это, с одной стороны, хорошо продуманный план по демонтажу всего сектора безопасности страны, с другой – проявление новой, антинатовской и пророссийской политики черногорских властей.

Как бы тогда ни среагировали Вашингтон и Брюссель, очевидно, реакция Запада не слишком впечатлила Подгорицу.

Скандальные решения

Вскоре после скандала с утечкой секретной информации новости о последующих не менее скандальных решениях посыпались одна за другой.

Сначала правительство Черногории отказалось проводить на территории страны военные учения США, НАТО и партнеров Альянса "Defender Europe 21", которые проходят сейчас на европейском континенте. На Западных Балканах маневры проходят в Албании, Северной Македонии, Хорватии и даже в Боснии и Герцеговине, которая не является членом НАТО. Но не в Черногории.

Здесь учения должны были проходить с 17 мая по 2 июня в горном массиве Синяевина. Решение об участии Черногории в "Defender Europe 21" было принято прежним правительством, которое договорилось об этом с партнерами из НАТО.

Однако нынешнее руководство Министерства обороны республики незадолго до начала "Defender Europe 21" сообщило, что запланированные маневры отменены. Из официальных заявлений стало ясно, что причина – в протестах против "превращения горного массива в военный полигон", в которых деятельное участие принимали участники нынешней правящей коалиции и… Сербская православная церковь, провозгласившая гору Синяевина святой. Понятно, что ситуация, кроме всего прочего, должна была вызвать вопросы относительно ненадежности Черногории как участника Североатлантического Альянса.

Но на этом эпизоде проблематизация отношений Черногории и НАТО не остановилась.

Несколько дней назад стало известно, что установка 3D-радара, который НАТО в 2019 году передал (подарил) Черногории, откладывается до 2024 года, хотя по плану, принятому при предыдущей власти, предполагалось, что это произойдет уже в нынешнем, 2021 году.

Вроде бы рабочий, технический момент… Но нет.

Дело в том, что дальнобойный радар HR 3000 3D планировалось установить в горном массиве Беласица на севере Черногории, неподалеку от границ Сербии и Косово. В 2019 году новость по понятным причинам вызвала ажиотаж как в самой Сербии, так и в просербских и пророссийских кругах в самой Черногории. ""Подарок" может быть знаком увеличения присутствия ВВС НАТО. Это направлено против России и Сербии!", — заявлял в интервью сербской прессе Страхинья Булаич – представитель правящей ныне в Черногории партии "Демократический фронт".

Сегодняшняя Подгорица явно не хочет беспокоить Белград и Москву "радаром НАТО".

Желанием не нервировать "братьев", очевидно, обусловлено и еще одно спорное решение черногорских властей. На днях Черногория отказалась от расширения своего представительства в миссии НАТО в Косово, хотя это было запланировано и согласовано с Альянсом. Сейчас в миссии KFOR только два представителя, армейский офицер и гражданский сотрудник Минобороны. К ним должен был присоединиться пехотный взвод, но не сложилось.

Официальной причиной отказа от выполнения взятых на себя обязательств были названы пандемия коронавируса (которая идет на спад и не мешает Черногории, например, открыть границы для туристов) и бюджетные ограничения (которые были применены очень выборочно). Однако на самом деле очевидно: дело в позиции участников правящей в Черногории коалиции, которые не признают независимость Косово.

"Каждый раз я буду голосовать против отправки наших солдат в Косово и Метохию, потому что это неотъемлемая часть Республики Сербия", — заявил представитель пророссийского и просербского "Демократического фронта" Милан Кнежевич, нынешний глава комитета по безопасности (!) парламента Черногории. В случае, если бы Минобороны не прислушалось к его позиции, Кнежевич угрожал поставить вопрос о доверии министру и главе правительства.

Кризис грянет?

Пытаясь угодить участникам правящей коалиции, среди которых широко представлены преданные сторонники Сербии и России и откровенные противники, если не враги, Запада и НАТО, нынешние черногорские власти постепенно "сползают" на позиции, которые никак нельзя назвать солидарными с остальными членами Альянса. Решения Подгорицы все более похожи на решения союзника Белграда или даже Москвы – но не Брюсселя и Вашингтона.

В НАТО пока воздерживаются от публичного осуждения решений черногорских властей.

На пресс-конференции после встречи, которую Генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг провел на этой неделе с президентом Черногории Мило Джукановичем (который утратил контроль над большинством в парламенте и над правительством, но остается главой государства), оба участника были предельно оптимистичны и старались делать вид, что ничего страшного не происходит, и все очень скоро наладится. Но если и дальше события будут развиваться в нынешнем тренде, НАТО может ожидать серьезный кризис. Член Альянса, который ведет себя как союзник не просто государств за пределами НАТО, но враждебных ему государств, это проблема, которую нельзя оставлять без внимания и рано или поздно ее придется решать.

Идея создания "проевропейской" коалиции с участием пророссийских и просербских сил, возможно, в кабинетах западных чиновников и аналитиков и выглядела как эффективное решение для борьбы с коррупцией и авторитаризмом. Но, как показывают отношения Черногории и НАТО, на деле эта идея оказалась тем, чем она и была с самого начала – опасной авантюрой, угрожающей стабильности всех Балкан.