• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Балканская игра Трампа. Как огорчить неприятелей и сделать неудобно друзьям

Европе дали понять, что, если она и дальше будет беспомощно возиться с проблемой Косово, США ее "отодвинут". Впрочем, обидеть Китай с Россией тоже не забыли

Президент Сербии Александр Вучич, президент США Дональд Трамп и премьер-министр Косово Авдулах Хоти (на переднем плане)
Президент Сербии Александр Вучич, президент США Дональд Трамп и премьер-министр Косово Авдулах Хоти (на переднем плане) / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Дональду Трампу удалось переполошить полмира своей идеей примирить Сербию и Косово "в обход" Европы и России и неожиданным "продвижением" на Балканском направлении своих любимых тем – "чистого", то есть без китайских технологий, 5G; сжиженного газа; поддержки Израиля. Предполагалось, что подписанный 8 сентября в Белом доме сербско-косовский договор станет историческим для Белграда и Приштины с точки зрения их непростых отношений. В этом плане тектонических сдвигов не произошло: Сербия не признала Косово и даже больше – в очередной раз дала понять, что делать этого в обозримом будущем не собирается (президент Сербии Александар Вучич выбросил пункт "о взаимном признании" из окончательного текста документа и даже записал по этому поводу специальное заявление прямо из Вашингтона). Но в то же время Вашингтонское соглашение все же нельзя отнести к ординарным событиям мировой политики – договор существенно повлиял на геополитические расклады в Балканском регионе и не только.

Во-первых, Европе дали понять, что, если она и дальше будет беспомощно возиться с проблемой Косово, США ее "отодвинут" и займутся решением вопроса сами. На сегодня Белый дом всячески демонстрирует желание действовать на Балканах согласованно с европейскими структурами, однако заметно и усиление самостоятельной американской активности в регионе. Ставка делается на экономику, но мы-то знаем, что "политика есть самое концентрированное выражение экономики", и реализация экономических проектов может быть хорошим фундаментом для политических изменений.

Показательно, что Вучич после Вашингтона сразу полетел в Брюссель, где заявил о своем намерении "похвастаться" достигнутыми в Америке с косовской стороной экономическими договоренностями. Главным достижением он считает подписание т.н. "мини-Шенгена" – отдельного пункта соглашения, посвященного свободному перемещению людей и товаров. В балканское безвизовое пространство до того выразили желание вступить, кроме Сербии, еще Албания и Северная Македония. Большинство политиков в Косово раньше выступало жестко против такого договора. Дело в том, что Приштина периодически вводила специальные заградительные меры для поставок сербских товаров. Теперь, если "мини-Шенген" заработает, косовские власти лишатся такого рычага влияния на Белград. Зато выиграет Сербия, которая получит беспрепятственный доступ не только на рынки стран "мини-Шенгена", но и к Адриатическому порту Дуррес (Албания). Причем США помогут сделать этот путь еще и максимально комфортным и быстрым: в Вашингтоне стороны договорились о строительстве шоссе и железной дороги между Сербией и Косово – и далее в Албанию. Деньги на эти проекты пообещали выделить американцы.

Ирония в том, что идея "общего рынка" балканских стран, не являющихся членами Евросоюза, принадлежит европейцам, точнее Германии. В регионе даже был инициирован "Берлинский процесс", в рамках которого бывшие югославские республики и Албанию пытались объединить в экономический союз. Однако большого прогресса эта инициатива не показала – региональные политики начали предупреждать о попытке создания "новой Югославии", и в результате идея постепенно свелась к "мини-Шенгену" для Сербии, Северной Македонии и Албании. И лишь теперь американцам удалось присоединить к проекту Косово, что стало, с точки зрения сербов, важным достижением, которого ранее не удалось достичь европейцам (отсюда и желание похвалиться у Вучича).

Второй геополитический кульбит переговоров в Вашингтоне – это взаимное признание Косово и Израиля (то есть признание независимости частично признанного Косова еще одной страной, причем далеко не последним игроком на международной арене) и – внимание! – открытие посольств Косово и Сербии в Иерусалиме. Последний пункт – очень важный "плюс" в копилку израильской внешней политики. Сербия и Косово могут стать первыми странами Европы (!), которые следом за Гватемалой и США разместят свои посольства именно в Иерусалиме, а не согласно привычной дипломатической практике Тель-Авиве. Израиль получает дополнительно две демонстрирующие ему лояльность страны, чего, с учетом традиционно "пропалестинского" вектора Сербии и мусульманство большинства населения Косова нельзя недооценивать.

Договоренность о переносе посольства явно не согласовывалась с Брюсселем. В Европейском Союзе уже выразили "серьезную обеспокоенность и сожаление" по этому поводу. И если для Косово – потенциального кандидата на вступление в ЕС – "нагоняй" из Брюсселя является просто неприятным фактом, то для Сербии, которая уже непосредственно находится в процессе присоединения к Евросоюзу, такое своеволие может обернуться торможением евроинтеграции.

Стоили ли "мини-Шенген" и обещанные американские инвестиции таких "жертв" со стороны Белграда, покажет время. Причем ближайшее.

Реклама на dsnews.ua

Еще одним экономико-дипломатическим сюрпризом Вашингтонский переговоров стало присоединение Сербии к американской инициативе "Чистый путь для 5G". Речь идет об отказе от использования оборудования китайских компаний (Huawei и ZTE) в телекоммуникациях. Тут надо понимать, что Сербия является партнером Китая по целому комплексу промышленных и технологических проектов, и такое решение Белграда одним махом разрушает годами наработанные связи.

Сербия всегда делала ставку на сотрудничество с Пекином, в том числе на военно-техническое и политическое. Таким образом Белград подтверждал свою многовекторность. Но Вашингтонское соглашение ставит под угрозу сербско-китайскую дружбу – по крайней мере, один из ее аспектов, экономический. Как Сербия будет восстанавливать и удерживать баланс между Китаем и США в дальнейшем – вопрос открытый. Однако то, что после Вашингтонских переговоров Пекин прямо на глазах уменьшил свое влияние на Балканы, кажется очевидным.

И, наконец, о братской дружбе России и Сербии. Не будем останавливаться на хамском выпаде российского МИДа в лице Марии Захаровой, которая нанесла Вучичу за его встречу с Трампом оскорбление буквально ниже пояса. Отметим лишь, что этот недипломатический наезд — ничто иное, как симптом крайнего раздражения Москвы в связи с встречами в Белом доме. Сербский президент ничего антироссийского не предпринял: не "сдал" Косово за спиной у РФ, не дал согласие на включение в договор пункта об обязательной закупке американского сниженного газа. Однако сам факт встречи Вучича с Трампом почему-то невероятно разозлил россиян. Причина понятна: заявка Белого дома на роль главного миротворца на Балканах не сулит России ничего хорошего. Если Сербия, этот главный друг РФ в Европе (после Беларуси), демонстрирует готовность услышать Америку, то чего ожидать от других? Ничего пророссийского, это же очевидно.

Так что Трампу очень удачно удалось разбить целую геополитическую пирамиду, если пользоваться терминологией американского бильярда. Новая балканская партия началась.

Украине остается внимательно наблюдать за тем, что происходит "на столе". Уворачиваясь от игроков, опасно размахивающих кием, и от летящих шаров…

    Реклама на dsnews.ua