• USD 42.3
  • EUR 43.6
  • GBP 52
Спецпроекты

Atlantic Council: Почему новый статус Украины в НАТО взбесил Россию

Статус партнера расширенных возможностей - это еще не членство в НАТО, но путь к нему

Фото: Минобороны Украины
Фото: Минобороны Украины
Реклама на dsnews.ua

Редактор блога UkraineAlert на сайте Atlantic Council (Атлантического совета) Питер Дикинсон в своем материале разъяснил, какое значение для Украины имеет новый статус в Организации Североатлантического договора.

12 июня НАТО решила укрепить свои отношения с Украиной, официально признав страну партнером с расширенными возможностями. Украина - уже шестая страна, получившая этот статус, присоединившись к Австралии, Финляндии, Швеции, Грузии и Иордании. Партнерство с расширенными возможностями принесет Украине ряд потенциальных преимуществ, включая расширенный доступ к программам взаимодействия и учениям. Оно также включает возможность наращивания обмена информацией и опытом.

В Украине решение НАТО приветствовали, назвав его своевременным усилением амбиций страны относительно евроатлантической интеграции. В своем сообщении в социальных сетях президент Зеленский подчеркнул практические результаты обновления статуса. "Благодарен членам Альянса за признание весомого вклада Украины в совместные операции по поддержанию мира, - написал Зеленский. - Статус партнера расширенных возможностей НАТО - практическое решение, которое позволит Украине и Альянсу еще лучше взаимодействовать ради общей безопасности".

Многие из западных партнеров Украины также отреагировали с восторгом. "Я приветствую сегодняшнее решение НАТО о предоставлении Украине статуса партнера расширенных возможностей - это укрепление тесных отношений между НАТО и Украиной. Соединенное Королевство по-прежнему твердо поддерживает безопасность, суверенитет и территориальную целостность Украины", - написал министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб.

Не вызывает удивления то, что Москву последнее свидетельство укрепления отношений между НАТО и Украиной впечатлило в куда меньшей степени. 16 июня пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков отметил, что решение НАТО укрепить партнерские отношения с Украиной "не способствует укреплению безопасности и стабильности в Европе".

Россия долгое время демонстрировала недовольство растущим с 1991 г. присутствием Альянса в Центральной и Восточной Европе, когда Кремль включил Украину в свою стратегическую и символическую зону влияния. И действительно, озабоченность России по поводу потенциальной будущей роли НАТО в Украине часто упоминалась в качестве ключевой причины необъявленной шестилетней войны, которую и ныне продолжают вести двое соседей.

Отношение Украины к НАТО кардинально изменилось с момента начала российской агрессии весной 2014 года. До начала военных действий с Россией украинское общество не очень-то волновало вступление в НАТО. Но поскольку страна сейчас ведет неравную борьбу с Кремлем, поддержка членства в альянсе резко возросла. Опросы, проводившиеся с начала конфликта, неизменно демонстрировали результаты, которые обеспечили бы разгромный результат во время любого референдума о членстве в НАТО.

Реклама на dsnews.ua

Новый статус Украины в качестве партнера расширенных возможностей не следует путать с перспективой членства в НАТО, но он сигнализирует о новом этапе углубления отношений, который имеет огромные геополитические последствия для всего региона. Что будет означать апгрейд НАТО для Украины и как он может повлиять на амбиции страны в евроатлантической интеграции?

Александер Вершбоу, заслуженный научный сотрудник, Инициатива по трансатлантической безопасности, Атлантический совет; бывший заместитель генерального секретаря НАТО: решение НАТО предоставить Украине статус партнера расширенных возможностей (EOP) давно назрело и является важной вехой в евроатлантической интеграции Украины. Украину несправедливо проигнорировали, когда в 2014 г. с целью углубления сотрудничества с наиболее совместимыми партнерами НАТО была запущена эта программа. На саммите НАТО в Уэльсе летом 2014 г. члены НАТО пригласили Грузию, а также Финляндию, Швецию, Австралию и Иорданию стать первыми странами-EOP, но не захотели повысить статус Украины в тот момент, когда на востоке Украине интенсифицировались военные действия с Россией. Статус EOP - признание прогресса, достигнутого Украиной в улучшении взаимодействия своих сил с силами Альянса за счет участия в операциях НАТО на Балканах и в Афганистане. Этот повышенный статус предоставит Украине дополнительные возможности для участия в учениях НАТО, проведения политических консультаций с НАТО по стратегическим вопросам и обмену информацией и разведданными о текущих и будущих угрозах. Сотрудничество между Украиной и НАТО, безусловно, - это улица с двусторонним движением. Члены НАТО уже получили немалую выгоду от обучения и учений с закаленными в боях украинскими военными и многое извлекли из опыта Украины, ставшей целью российских кибератак, информационных операций и других форм гибридной войны. Предоставив Украине статус EOP, НАТО должна теперь перейти к полной интеграции Украины в процесс создания всеобъемлющей черноморской стратегии по противодействию наращиванию военной мощи России в оккупированном Крыму и ее препятствованию свободе судоходства в Черном и Азовском морях.

Лиза Ясько, украинский депутат, член партии "Слуга народа": решение НАТО предоставить Украине статус партнера расширенных возможностей - прекрасная новость. Правительство Украины работает над этим с осени 2019 г. Благодаря плодотворному двустороннему диалогу с Венгрией были устранены препятствия, возникшие из-за отношения Будапешта к украинской языковой политике и реформе в сфере образования. Расширение сотрудничества между Украиной и альянсом НАТО имеет огромное стратегическое значение для региональной и глобальной безопасности. Статус EOP дает нам новые возможности в Украине, в Брюсселе и по всему миру. В частности, это открывает новые возможности для дальнейшего обмена информацией и разведданными, взаимного обучения и участия украинских военных в миссиях НАТО. В то же время важно подчеркнуть, что наш призыв предоставить план действий по членству в НАТО по-прежнему актуален. С учетом всего этого Украина продолжит проводить реформы в сфере безопасности и обороны. В 2020 г. запланировано изменение воинских званий в соответствии со стандартами НАТО. Президент Зеленский также представил законопроект о реформе Службы безопасности. Это отражает нашу постоянную приверженность широкой евроатлантической интеграции.

Андреас Умланд, ведущий сотрудник Украинского института будущего: Хотя это решение НАТО, несомненно, является шагом в правильном направлении, оно не может заменить план действий по членству. Напротив НАТО дает повод для обвинений в отказе от своей предыдущей официальной позиции о перспективе членства, заявляя: "Статус Украины как партнера расширенных возможностей не предопределяет никаких гарантий членства в НАТО". Разве это решение не было принято на саммите НАТО в Бухаресте в 2008 г.? Вместо ребрендинга текущего сотрудничества с Украиной для Брюсселя и Вашингтона было бы более разумно подумать об альтернативных структурах, если вступление в НАТО в настоящее время не представляется возможным. Украину, Грузию и Молдову можно включить в проект "Триморье" и "Бухарестскую группу девяти". Польшу, страны Балтии и других близких друзей Киева можно подтолкнуть к заключению с Украиной пактов о взаимопомощи, аналогичных соглашению о партнерстве Турции с Азербайджаном 2010 г. Вашингтон может расширить свои двусторонние хартии стратегического партнерства с Киевом и Тбилиси до многостороннего формата, аналогичного прежним Балтийской и Адриатической хартиями. США и Великобритания могут превратить Будапештский меморандум 1994 г. в полноценный пакт о безопасности, схожий с американским военным договором 1953 г., заключенным с Южной Кореей.

Соломия Бобровская, украинский депутат, партия "Голос": Программа "Расширенные возможности" - это следующий шаг на нашем пути к евроатлантической интеграции. Она предусматривает повышение оперативной совместимости с силами НАТО и дальнейший переход на стандарты НАТО. Этот новый и улучшенный статус не дает никаких гарантий будущего членства в НАТО, но это важный шаг, который подчеркивает наше партнерство и подтверждает нашу приверженность целям и ценностям Альянса. Важен и момент, когда мы получили это повышение, поскольку многие в Украине сегодня обеспокоены тем, что за поддержкой правительством дальнейшей евроатлантической интеграции могут фактически скрываться планы по возвращению на российскую орбиту. Поэтому это приятный сигнал о том, что страна остается приверженной вступлению в НАТО и содействию евроатлантической безопасности.

Алена Гетманчук, директор Центра "Новая Европа": решение НАТО предоставить Украине статус партнера расширенных возможностей соответствует стремлению президента Зеленского к практическому сотрудничеству с Альянсом, а не к громким политическим заявлениям о будущем членстве. Этот новый статус также в значительной степени соответствует заявленной готовности Украины продолжать внедрение стандартов НАТО в Вооруженных силах страны. Это дает украинскому обществу важный сигнал о том, что в отношениях Украина-НАТО происходят позитивные изменения. В то же время, стоит отметить, что этот новый статус не предоставляет еще больше возможностей по сравнению с теми, которые у Украины уже были в рамках особого партнерства страны с НАТО. Новые предлагаемые возможности, такие как расширенный обмен информацией, могут оказаться ограниченными по своему объему. Ключевым вопросом сейчас будет желание и способность украинского политического и военного руководства эффективно использовать потенциал, созданный этим статусом EOP.

Владимир Ермоленко, главный редактор, UkraineWorld.org: Многие украинцы считают, что страна в настоящее время застряла в вакууме безопасности, поэтому каждый шаг в направлении к более тесным связям с НАТО очень важен. Статус партнера расширенных возможностей особенно радует, поскольку он приближает Украину к ее конечной цели - членству в НАТО, в то же время подрывая продуцируемые Россией заявления о том, что Запад не заинтересован в более тесном сотрудничестве с Украиной. Поддержка Украиной членства в НАТО в последние годы выросла с 13% в 2012 г. до 51% в 2019 г. Это иллюстрация факта, что большинство украинцев теперь считают Россию самой большой угрозой безопасности, с которой сталкивается страна, и в то же время рассматривают членство в НАТО как наиболее верный путь к укреплению национальной безопасности. Также важно подчеркнуть, что Украине есть что предложить НАТО. Украинские военные с 2014 г. стали намного более профессиональными и приобрели уникальный опыт противодействия российской гибридной агрессии, который может оказаться чрезвычайно полезным для НАТО.

    Реклама на dsnews.ua