Артем Филипенко: И у Румынии, и у Украины найдутся рычаги влияния на Додона
Политический эксперт, экс-руководитель Одесского филиала Национального института стратегических исследований,Артем Филипенко рассказал ДС, почему болгарам и молдаванам не по вкусу европейская сказка, каковы перспективы федерализации Молдовы, а также о том, почему Кишинев не станет политически пророссийским.
- Фальсификации на российских участках и дефицит бюллетеней на зарубежных избирательных участках в ЕС (предположительно умышленный) - насколько эффективна эта махинация?
- Мы можем говорить лишь о предполагаемых фальсификациях. Во всяком случае, Министерство иностранных дел и европейской интеграции Молдовы заявило, что оно отправило на зарубежные избирательные участки на 6,4% бюллетеней больше, чем в первом туре. Молдавская диаспора, работающая и живущая в странах Европы, голосовала преимущественно за Майю Санду, в то время, как диаспора, работающая в России, голосовала преимущественно за Игоря Додона. Так что, некоторые выводы напрашиваются.
Я бы, например, обратил внимание на возросшую по сравнению с первым туром активность граждан Молдовы, живущих в непризнанной Приднестровской республике. Как известно жители Приднестровья имеют наряду с гражданством непризнанной республики несколько других, в том числе и молдавское. Внешне выглядит странно, что жители Приднестровья, традиционно пророссийского анклава, не контролируемого Кишиневом, вдруг решили проявить такую сознательность. На территории ПМР они голосовать не могут. Поэтому, чтобы проголосовать, им пришлось съездить на правобережье Днестра, выстоять огромную очередь и тем самым выполнить свой гражданский долг по отношению к государству, в котором де-факто они не живут. Понятно, что их голоса не были решающими. Но сам факт мобилизации молдаван из непризнанной ПМР, довольно грязный характер кампании против Майи Санду (а ей приписывали и поддержку со стороны ЛГБТ-сообщества, и потворство масонам, и то, что она якобы намерена принять на территории Молдовы 30 тысяч беженцев из Сирии) свидетельствуют о том, что в окружении Игоря Додона не были 100-процентно уверены в победе.
ОБСЕ, кстати, уже признала выборы соответствующие международным стандартам, но при этом обратила внимание на предвзятое освещение предвыборной кампании в СМИ, резкую и нетерпимую риторику кандидатов.
- Судя по исходу выборов, Додон победил бы и по-честному. Значит ли это, что "назад в СССР" стало превалирующим настроением среди избирателей? Или же "европейская мечта" разочаровала?
- Тенденция "назад в СССР" в общественном сознании Молдовы присутствует на протяжении всех 25 лет существования независимой Молдовы. Достаточно вспомнить, что с 1998 по 2010 на парламентских выборах Партия коммунистов, эксплуатировавшая тему ностальгии по советским временам, собирала хороший электоральный урожай, а в 2001 году получила более 50% голосов и конституционное большинство в 71 мандат из 101.
Поэтому удивительного ничего нет. "Назад в СССР" - это своего рода коктейль, в котором смешались многие компоненты. Здесь, безусловно, присутствует ностальгия по прошлому. Не стоит забывать, что Молдова при Советском Союзе жила очень неплохо по сравнению и с соседними областями Украины, и с Румынией. Первые "шоп-туры", если можно их так назвать, организовывали в 80-е годы из Одессы по молдавским селам, где можно было достать и импортную одежду, и книги, и многое другое. Нынешняя же бедность резко контрастирует с материальным положением большинства молдаван тех лет.
Присутствуют в этом и настроения немолдавского населения страны, включая гагаузов, которых стабильно пугают перспективой объединения Молдовы и Румынии и "румынизацией". В Гагаузии, к примеру, более 90% поддержало Игоря Додона. Надо отметить, что в отличие от Украины, так называемые "русскоязычные", в особенности в городах, не знают румынского (молдавского) языка, живут вне молдавского культурного и информационного пространства.
Безусловно, влияет на настроения граждан и российская пропаганда. Россия через посольство очень активно работает с этнокультурными обществами, в том числе и с украинскими. И, несмотря на все попытки ограничить российское телевидение, его много смотрят и оттуда черпают информацию о ситуации в мире, в том числе и в Украине. Россия влияет и через экономику, ограничивая доступ молдавских товаров на традиционный для них российский рынок.
Однако ключевой причиной, качнувшей чашу весов в пользу российского вектора, стала дискредитация европейской идеи правящей проевропейской коалицией. Коррупция, в особенности, хищение миллиарда из Банка де экономий, отсутствие прогресса в реформах и в таких вопросах, как защита интересов бизнеса, прав человека и т.д на фоне растущей бедности вызвали вполне объяснимое разочарование. Введение безвизового режима особо ситуацию не исправило. Во-первых, кому было необходимо уехать на работу, тот уже всеми правдами и неправдами уехал, а во-вторых, у молдаван был "запасной" вариант в виде румынского гражданства.
- Подобие в ходе избирательных кампаний и итоге выборов в Молдове и Болгарии - простое ли совпадение?
- В случае с Болгарией и Молдовой мы можем говорить лишь об общем тренде, условно говоря, евроскептицизма. Причины у этого евроскепицизма тоже немного схожие. И в Болгарии и в Молдове, и, к сожалению, в Украине тоже, считают, что вступление в Евросоюз автоматически решает все проблемы, решает без внутренних перемен, без формирования новой культуры труда, отношений между государством и гражданином. Есть "европейская сказка", в которую верят, а когда разочаровываются, пытаются найти простое решение. Но Болгария вряд ли сделает какие-либо шаги в сторону от ЕС.
Что касается Молдовы, то среди всех восточных соседей ЕС она получает от Брюсселя наибольший объем финансовой помощи на душу населения. С 2007 года эта сумма составила 782 миллиона евро. Вопрос - готова ли сегодня молдавская верхушка отказаться от этих денег?
- Додон-кандидат и Додон-президент - где будет разница, если будет?
- Основная разница в том, что Додон-президент крайне ограничен в возможностях, чтобы выполнить свои предвыборные обещания. Молдова - парламентская республика и полномочия Додона-президента строго прописаны в Конституции. И среди этих полномочий нет таких, которые позволили бы изменять внешнеполитический курс государства. Для того, чтобы выполнить все то, что он наобещал, ему нужны свой парламент и свое правительство. А пока что социалисты имеют 24 мандата из 101. 26 мандатов - неприсоединившиеся депутаты, бывшие коммунисты и либерал-демократы, позиция которых будет меняться в зависимости от обстоятельств. 7 мандатов - коммунисты, поддержка со стороны которых также не гарантирована. И за всеми ними - олигарх Влад Плахотнюк, который сегодня контролирует и парламент, и правительство.
У Додона нет полномочий для изменения внешнеполитического курса страны. Да, он может объявить референдум о денонсации Соглашения об Ассоциации с ЕС, но не гарантия, что этот референдум состоится. Парламент может законодательно повысить планку явки избирателей, и проведение референдума окажется под угрозой.
К тому же он не контролирует Конституционный Суд. И рычагов для воздействия, например, назначение судей, у него тоже нет.
Додон может завтра издать, как он обещает указ о том, чтобы за украденный из Банка де экономий миллиард расплачивались "те, кто украл". Но соответствующий закон принимать парламенту. Он может издать закон, вводящий изучение "Истории Молдовы", но конкретно решать будет Министерство просвещения, которое возглавляет представитель прорумынской Либеральной партии Корина Фусу.
И так по целому ряду вопросов. Понятно, что расслабляться в этих условиях не стоит, но необходимо понимать и политические реалии, в которых предстоит действовать новому молдавскому президенту.
В целом же, ситуация, которая сложилась в Молдове, выгодна молдавскому политическому классу в целом. С одной стороны, Додон может перекладывать вину за невыполненные обещания на парламент, с другой, проевропейская коалиция может списывать какие-то свои промахи на пророссийского президента.
- Можно ли говорить, что победа Додона является свидетельством того, что Плахотнюк и Шевчук (а возможно, и "Шериф") нашли общий язык, и Молдова таки взяла курс на федерализацию?
- Некоторые эксперты высказывают предположение, что победа кандидата от "Шерифа" на предстоящих в Приднестровье президентских выборах позволит сблизить оба берега Днестра. Мол, команда "Шерифа" прагматики, деньги идут к деньгам, пророссийский вектор сближает. На самом деле все не так просто.
Во-первых, возьмем общественные настроения. По опросам Международного республиканского института за то, чтобы Приднестровье вошло в состав Молдовы на правах автономии выступает только 24-26% жителей страны. Социологический опрос на левом берегу показывает, что только 2% выступают за присоединение к Молдове, а 86% - за присоединение к России. Оставим социологию. Гипотетически допустим, что Игорь Додон запустил проект федерализации Молдовы, допустим, что и Приднестровье согласилось, тем более, что был прецедент - Меморандум Козака 2003 года. Но возникнет вопрос - с какими полномочиями.
Сегодня в Приднестровье своя армия, КГБ, милиция, система образования, таможня, налоговая - короче, все институты государства. Согласится ли приднестровская верхушка отказаться от того, что она имеет, от контроля над границей, от своих правоохранительных органов и т.д. и передать значительную часть полномочий Кишиневу? И еще один важный вопрос - кто за это будет платить? Есть сомнения, что Запад выделит под это средства. Будет ли платить Россия? Тоже вряд ли, но по другой причине - отсутствия средств.
- Что ждет треугольники Кишинев-Бухарест-Киев, Кишинев-Москва-Киев?
- Разворот Молдовы к России сегодня ни в интересах Киева, ни в интересах Бухареста. Мы видим по заявлениям румынского президента Клауса Йоханниса, что румынские политики весьма умеренно используют сегодня тезисы об объединении Румынии и Молдовы.
Думаю, что общий интерес может способствовать сближению Украины и Румынии как в решении политических вопросов, так и в сфере безопасности, сотрудничества вооруженных сил, правоохранительных органов и спецслужб.
Кроме того, не стоит забывать, что Молдова не имеет общих границ с Россией, зато имеет их с Румынией и Украиной. И у Румынии, и у Украины найдется достаточно экономических и политических рычагов для того, чтобы воздействовать на Молдову, в случае, если политика ее отдельных политиков будет угрожать их национальным интересам. Так, в августе нынешнего года Правительство Румынии приняло решение о выделении первого транша кредита в размере 60 миллионов евро из общей суммы в 150 миллионов. Деньги эти покрывают треть дефицита госбюджета Молдовы и будут потрачены на выплату зарплат, пенсий и проекты по развитию.
Другой простой момент - многие молдавские политики, включая социалистов, имеют румынское гражданство и с этой позиции уязвимы, если к ним возникнут, например, со стороны румынского правосудия.