Архивная деза. Как старая ложь Путина об МГБ может стать правдой
Сегодня ночью "Коммерсант" порадовал рунет статьей "Министерство чрезвычайных полномочий", в которой сообщается о том, что накануне президентских выборов 2018 года будет проведена реформа силовых ведомств, предусматривающая, в частности, слияние ФСБ, ФСО и СВР под единой крышей. Новая структура должна будет называться Министерством Государственной Безопасности, что является явной отсылкой к ведомству Лаврентия Берии. Сходство, помимо названия, усиливается тем, что новоявленному (восстановленому?) МГБ будут вменяться функции следствия по резонансным делам и право процессуального надзора.
Новость вызвала широкий резонанс - и ожидаемую реакцию: дескать, путинский режим все более скатывается в тоталитаризм, имитируя режим сталинский. Наши СМИ ее тоже подхватили. И, я полагаю, в ближайшие часы и дни эта сенсация имеет шансы стать мировой в силу очевидных причин. Среди которых можно, пожалуй, назвать пару главных. Первая - не прекращающаяся ни на миг информационная война. Вторая - банальная некомпетентность.
Есть такая злая шутка: плохая память - профессиональная болезнь историков. Очевидно, у журналистов она еще хуже. Учитывая то, что я сочетаю и то, и другое, то должен вообще страдать амнезией, но почему-то получается с точностью наоборот.
Так вот, я вам кое-что напомню. Эту новость уже пытались "разогнать" 14 июня сего года: она появилась на ряде не самых известных литовских и белорусских порталов, а потом ее подхватили и некоторые наши СМИ. Тогда, правда, она не получила широкого распространения.
Но самое пикантное в этой истории - то, что тогдашний первоисточник (увы, у меня не было времени найти его по горячим следам, но скорость распространения говорит о вбросе) на самом деле всего лишь с незначительными правками скопипастил новость без месяца 12-летней давности. 14 июля 2004 Лента.ру со ссылкой на Газету.ру (ныне линк мертв) писала ровно то же: "ФСБ объединится с СВР и ФСО и получит новое имя".
Любопытно, что как раз в то время готовилась реформа Федеральной Службы Охраны (соответствующий приказ Путин подписал 7 августа 2004-го). По всей видимости, тогда имела место сознательная деза со стороны Кремля: пробный шар, как отреагирует общество. Это логично допустить, беря во внимание тогдашний контекст - прежде всего, международный. Но фактически дело завершилось довольно ограниченными мерами - в частности, спецсвязь включили в структуру ФСО. С тех пор эта тема всплывала еще дважды - и оба раза на свет божий извлекался именно этот архивный материал.
Что стоит за нынешним сообщением "Коммерсанта?" То ли его редакция всерьез накосячила - в чем я, честно говоря, имею серьезные основания сомневаться. То ли издание было использовано как площадка-стартер для очередного вброса с той же целью - прощупать реакцию.
Здесь можно вспомнить о том, как формируются окна Овертона: сначала некая идея воспринимается как дикая и немыслимая, а некоторое время спустя к ней формируется отношение как к единственно правильной и/или неизбежной. Здесь обращает на себя внимание то, что вот этот вброс о восстановлении МГБ прожил дюжину лет совершенно без изменений - единственное, что добавил "Коммерсантъ" - это события последнего времени, в глазах среднего читателя придающие убедительности версии о таком намерении. На фоне безумных решений, предшествовавших дню выборов (одно только право казаков и ментов самим решать, что противоречит общественной морали и самим же избирать меру пресечения чего стоит) такой проект уже не кажется невозможным.
Это и есть то самое окно Овертона: Россия таки готова к тоталитаризму. Тем более что на фоне реального дефицита бюджета, достигшего 54% (о чем говорилось на закрытом заседании у Путина, на котором министр финансов вдрызг разругался с министром обороны) и упрямого нежелания менять внешнюю политику (поскольку это чревато коллапсом системы) у Кремля просто нет иного выбора.
Впрочем, это асболютно не оправдывает "Коммерсантъ", независимо от того, кто на самом деле совершенно лишен воображения: тот, кто поставил эту, с позволения сказать, новость, или тот, кто ее "слил".