Арест сына Деканоидзе и беспорядки в Аджарии. При чем здесь Россия?
За прошедшие дни в Грузии были арестованы дети сразу двух известных общественных и политических деятелей. 13 марта в Тбилиси задержан сын главного редактора газеты "Хроника+" Элисо Киладзе Давид Харшиладзе. А днем позже — сын Хатии Деканоидзе, бывшей главы украинской Нацполиции и верной соратницы Михеила Саакашвили.
Наркотики как повод
Задержание Харшиладзе проходило очень жестко. По словам очевидцев, в него врезалась машина с трафаретом такси, из-за чего сын журналистки потерял сознание. Мать говорит, что ему подложили два пакета с наркотиками, а также избили во время задержания.
Об аресте сына Деканоидзе подробностей не поступало, но ему также инкриминируют нарушение ст/ 260 УК Грузии — наркотики. Это один из моментов, объединяющий два случая. Сына Киладзе изначально обвиняли в нарушении ч. 1 этой статьи — незаконное изготовление, производство, приобретение, хранение, перевоз или пересылка наркотических средств, их аналогов или прекурсоров. Максимальная санкция по ней предполагает до 11 лет лишения свободы. Но уже 15 марта стало известно, что обвинение заявило о нарушении ч. 6, которая грозит Харшиладзе 8–20 годами или даже пожизненным заключением.
По словам главреда, она готова обращаться в Страсбургский суд. А реальным мотивом задержания считает профессиональную деятельность и противостояние с замглавы Службы государственной безопасности Грузии Иосифом Гогашвили.
Что до сына экс-главы Нацполиции Украины, то 18-летнего Торнике Копалеишвили арестовали по обвинению в приобретении и хранении наркотиков. В тот же день суд избрал в качестве меры пресечения предварительное заключение. А предварительное слушание по его делу запланировано на 12 апреля.
В отличие от Элисо Киладзе Хатия Деканоидзе не столь активно освещает ситуацию с сыном в соцсетях. Единственным сообщением был этот пост в Facebook: "Те, кто собирается торговаться со мной моим единственным сыном, знайте — не выйдет! Исключено! У меня нет никого дороже, но моя честь не является предметом торга". Да и в целом после сообщения об аресте она пропала из информпространства. Известно только со слов адвоката, что "постановление судьи интересно и примечательно тем, что не содержит каких-либо обоснований".
Беспорядки в Аджарии
Важный момент — аресты произошли буквально через несколько дней после массовых беспорядков в Батуми. Вечером 11 марта несколько сот человек пришли в ярость из-за жесткого задержания двух водителей, которые "критично" отнеслись к действиям патрульных и штрафу в $80. Толпа пыталась взять штурмом здание управления полиции Аджарии. В ходе беспорядков пострадали полицейские машины (одну даже перекинули), а также шесть спецназовцев, которые газом и дубинками усмиряли возмущенных граждан на улице Чавчавадзе. Среди протестующих пострадавших было больше — 33 человека, а задержали полицейские 40 демонстрантов. Троих несовершеннолетних суд затем отпустил.
Естественно, все принялись гадать, что это вообще было и кто виноват. Многие эксперты считают, что беспорядки носили стихийный характер. Так бывает, что какой-то пример несправедливого отношения приводит к вспышке недовольства, а где взбудораженных пять–десять, там и сотня.
Но у политиков и журналистов в Грузии есть другое мнение на этот счет. Так, премьер Георгий Квирикашвили, банкир из "Грузинской мечты", поспешил заявить, что за протестами стояла "часть отечественных политиков", которые "стремятся дестабилизировать ситуацию в стране".
"Это страна, в которой есть очень конструктивное, любящее страну правительство, которое основательно соблюдает закон, защищающий права наших граждан и стабильность. Также эта страна, в которой есть деструктивная часть оппозиции, которая ни во что не ставит стабильность, права наших граждан на жизнь в мирной стране и использует даже самые уязвимые чувства для того, чтобы достичь своей цели", — сказал премьер.
Квирикашвили указывал, конечно же, на главного соперника "мечтателей" — партию "Единое национальное движение" (ЕНД), неформальным лидером которой является бывший грузинский президент Михеил Саакашвили. А точку поставило заявление провластной партии: "Как бы ни пытались враги Грузии и радикально настроенные лидеры "Национального движения" вернуть беспорядки в нашей стране, этого никогда не случится".
Российский след
Но вот Элисо Киладзе, которую так давно и сильно не любит действующая власть в Грузии, убеждена, что к беспорядкам в Батуми могут быть причастны Кремль и экс-премьер Ираклий Гарибашвили — протеже грузино-российского олигарха Бидзины Иванишвили, владеющего, среди прочего, миноритарным пакетом акций "Газпрома".
По мнению журналистки, Гарибашвили решил вернуться в политику и уже тайно встречался с Владиславом Сурковым. "Фаворитом русских является Ираклий Гарибашвили, это было ясно уже в 2016 году", — добавила она.
На самом деле у россиян есть, по меньшей мере, три насущных причины устраивать провокации в Грузии, которыми Москва подтягивает кавказское государство поближе к себе и отталкивает от Брюсселя.
Во-первых, ущерб имиджу страны на фоне безвизового режима с Евросоюзом. Власти просят сограждан вести себя в Европе культурно, и они тут же начинают в собственных городах жечь машины, ломать светофоры и забрасывать камнями полицейских.
Во-вторых, 10 марта с президентом РФ Владимиром Путиным встречался его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган. Одним из интересующих обоих правителей вопросов является дорога, соединяющая Россию с Турцией, а проходит она через Аджарию. И ради такого проекта нужно раскачать ситуацию в регионе. В общем, типичный российский прием — устроить хаос и "продать" выход из него.
В-третьих, новое соглашение Тбилиси с "Газпромом" наделало очень много шума. Что и понятно.
Раньше Грузия получала 10% от общего объема российского газа, который транзитом шел в Армению. "Газпром" в новом соглашении обещал оплату транзита в объемах до 2,2 млрд кубометров в год, а также продажу газа в случае необходимости по цене ниже рыночной — $185 за тысячу кубометров вместо $215. Первый год Москва будет платить сырьем, а второй — уже деньгами. Фактически это соглашение фиксирует выгоду Тбилиси от транзита. И неспроста правительство отказывалось раскрыть "коммерческую тайну" — сказать, сколько получит от "Газпрома". Критика ЕНД была ожидаема, но 27 января министр экономики и устойчивого развития Грузии Георгий Гахария признал, что соглашение проигрышно с экономической точки зрения. Кремлю абсолютно ни к чему такие колебания в правительстве, которым руководит дружественный Иванишвили.
При чем здесь дети
Аресты сыновей Хатии Деканоидзе и Элисо Киладзе (которые являются "мягкими целями" — не слишком влиятельны, близки к "папередникам" и/или враждебны режиму), по сути, являются недвусмысленным намеком для всех оппозиционно настроенных граждан, как журналистов, так и представителей бывшей власти. Месседж прост: достанем где угодно, кого угодно и как угодно, даже через семью. После победы на выборах минувшей осенью власти нужно закрепить успех и закрыть рот оппозиции, в частности ЕНД, которое и так разобщено, чтобы не допустить вмешательства в процесс возвращения Грузии под крыло РФ и сопутствующие экономические проекты.