• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Ужасный звонок. Как Apple и Тайвань будут воевать с Трампом за Китай

Похоже, начиная с января Трамп намерен перестать играть в поддавки там, где это возможно, но в контексте его собственного списка приоритетов. И Китай (а не Иран или Россия) возглавляет этот список
Фото6 alltopnews.xyz
Фото6 alltopnews.xyz
Реклама на dsnews.ua

После избрания - а к этому, по-видимому, уже стоит относиться как к факту, несмотря на интриги вокруг коллегии выборщиков - Дональда Трампа президентом США американо-китайские отношения начали быстро погружаться в хаос. Это при том, что изначально Пекин был готов сдерживаться - да и внешней политикой США еще полтора месяца будет руководить Барак Обама. Об этом Трампу, всколыхнувшему то спокойное море зеленого чая, в которое американо-китайский экономический симбиоз превратил атмосферу взаимодействия двух стран, с раздражением напомнил Джон Керри.

Речь, разумеется, шла о телефонном разговоре между Дональдом Трампом и президентом Китайской Республики на острове Тайвань Цай Инвэнь. Звонок г-жи Инвэнь и сам разговор, собственно, ни к чему не обязывали, это просто поздравление - но дело в том, что еще с 1979 года Вашингтон следует политике "одного Китая". Согласно этому решению президента Джимми Картера, США признают только пекинские власти в качестве официального представителя Китая (считая статус Тайваня "неурегулированным"), хотя "историческая правда" - на стороне острова, где в 1949 году укрылись под крылом лидера демократического мира последние китайские антикоммунисты во главе с генералиссимусом Чан Кайши. Более того, до 1971 года именно представитель Китайской республики (а не КНР) занимал место постоянного члена Совбеза ООН. С одной стороны, можно расценивать этот жест Трампа как проявление неискушенности в международных делах, как правило, "более чем полностью" состоящих из профессионального лицемерия.        

Но с другой, необходимо обратить внимание на то, как парировал Трамп упрек Керри - "оружие продавать можно, а по телефону поговорить нельзя". Неужели это троллинг в адрес Китая?        

Сам Китай предсказуемо отреагировал с возмущением - от главы МИД товарища Ван И до транслирующей точку зрения ЦК КПК на Запад газеты Global Times, взявшихся предрекать последствия дипломатического кризиса, но...упрекая в его провоцировании именно Тайвань, "подставивший" неопытного торговца недвижимостью.        

Похоже, начиная с января Трамп намерен перестать играть в поддавки там, где это возможно, но в контексте его собственного списка приоритетов. И Китай (а не Иран или Россия) возглавляет этот список.        

По иронии судьбы, разворот на Тихий океан планировал в начале своего срока и Барак Обама. За восемь лет его президентства на изучение КНР и связи с ней были потрачены огромные деньги, что создало рабочие места для тысяч аналитиков - правда, вывод, которому они пришли, состоял в том, что КНР не представляет для США никакой опасности. Ведь за последние 16 лет Китай де-факто превратился в американскую фабрику. Собственно, Обама не упускал случая похвалить Китай (в рамках философии уходящего президента Китай является примером успеха в своем стремлении догнать Запад и присоединиться к нему), а всплески конфликтов (манипуляция курсом юаня, хакерство, напряженность в Южно-Китайском море) мгновенно гасились как третьестепенные эпизоды. Однако ситуация выглядит таким образом лишь в глазах "элит" обоих берегов США и слоя бенефициаров от переноса производств, экономии на цене рабочих рук, конкуренции в условиях перепроизводства. Избиратель Трампа и часть его союзников в деловом мире смотрят на статус-кво совершенно по-другому.        

А именно: мягкотелые администрации демократов и лоббистские администрации республиканца Буша-младшего - сознательно (а значит, и за взятки) или неосознанно, но способствовали возвышению Китая за счет Америки. За 16 лет в Китай выведены тысячи производств, в Америке даже перестали готовить соответствующих специалистов, и теперь среднестатистический Ли свысока поглядывает на среднестатистического Джона. Конспирология - это новый стиль Вашингтона, поэтому игнорировать ее уже не получится - и в особенности в китайском случае, потому что смех смехом, а в американо-китайских отношениях и впрямь все непросто, и у политики симбиоза есть могущественные защитники в самой Америке.        

Реклама на dsnews.ua

В первую очередь это корпорация Apple, к которой у лагеря Трампа возникает все больше вопросов - собственно, а чья она вообще, и выгоден ли для США такой "развитой транснационализм"? Почему общение Дональда Трампа с руководителем корпорации Тимом Куком (а часом, не кандидат ли он в американские Ходорковские?) сегодня представляется более напряженным, чем ситуация в Южно-Китайском море? В особенности если учесть, что новое руководство Филиппин согласилось перейти из традиционных американских сателлитов в китайские?        

Представляется, что тайванский звонок может служить предупреждением не только Пекину, но и американским синофилам. Ведь долгое время большой американский бизнес выгодно эксплуатировал двустороннюю глобализацию такого типа: "произвел в Китае - продаешь в США, а кредит американского потребителя выкупит Федеральный резерв".            

Так и оказалось, что уже к середине 2016 года Apple, помимо 14 сборочных заводов, имела в Китае 346 поставщиков деталей. К 2020 году должны быть построены солнечные электростанции мощностью более двух гигаватт, что позволит полностью обеспечить потребности производства и сократить выбросы парниковых газов на 20 миллионов тонн. Причем, формально эти заводы принадлежат тайваньской Foxconn и нескольким китайским компаниям.        

Более того, запустив центр исследований и разработок с 500 сотрудниками и $45 млн. инвестиций, в Пекине в октябре Apple Inc решила создать в 2017 г. в Китае второй такой центр - в Шэньчжэне. Президент Apple Тим Кук объявил об этом во время визита в Шэньчжэнь, где Apple "поддерживает более 200.000 рабочих мест на передовых производствах". Премьер Ли Кэцян 12 октября поговорил с Тим Куком и одобрил его планы. А вот Трамп, в отличие от товарища Кэцяна может эти планы и не одобрить - вместо их воплощения Китай может ждать пошлина в 35%, делающая китайский "айфон" заметно дороже потенциально собранного в США.        

Потенциально - потому что придется налаживать в Америке давно ушедшее и развивавшееся в Китае производство. Bедь в СШA число выпускников технологических и инженерных школ в 2014 году упало до 7,000. По словам Тима Кука, Apple, в случае "возвращения" в США, будет нуждаться в 8700 инженеров, чтобы управлять 200 тыс. рабочих. Кук также считает, что в США остро не хватает квалифицированных промышленных рабочих и "адекватных промышленных поддерживающих цепочек" - производителей ключевых электронных деталей и материалов для Apple. Нет и мастеров соответствующего уровня. Так что, если Трамп всерьез возьмется за дело, напрячься придется и вузам - за последнее десятилетие специалистов по психологии меньшинств и истории феминизма было, пожалуй, подготовлено с избытком, а вот делом, как выяснилось, занимались амбициозные китайцы.        

В общем, если затевать перенос, то он отразится на карманах американцев и займет несколько лет. Но Трампа это, по-видимому, не страшит. Ведь на фундаменте реиндустриализации страны (кое-что удалось в этом отношении и Обаме, действовавшему более тонко, в частности инструментами энергетической революции, так что начинать с нуля не придется) он и построил свою политическую платформу. Возможно, впрочем, что руки у Трампа быстрее дойдут до "Боинга" с его собственным китайским заводом, тем более что директором ЦРУ стал представитель авиастроительной Уичиты Майк Помпео. А добрым копом по отношению к Китаю согласен, по-видимому, выступить будущий министр экономики, "металлург" Уилбур Смит - тем более, что на нишу производства металлов США вряд ли станут претендовать.        

Конечно, не очень ясно, представляет ли себе Трамп во что он ввязывается. Период реконкисты производственного сектора американцам с точки зрения цен и времени сможет компенсировать разве что масштабное и опережающее развитие ВПК. А это, заметим, весьма неплохо для Украины - поскольку с военно-политической, а не с экономической точки зрения "демонизировать" Китай очень нелегко. На роль глобального военного пугала самолично напросилась Россия. Так что здесь Киев, находясь на передовой противостояния с кремлевским маньяком, имеет, чем помочь администрации Трампа.        

Понятно, что на данном этапе Трамп готовит почву для сделки с Китаем на своих условиях - но его (и Америки) позиции в таком противостоянии все еще выглядят весьма шаткими. В частности, на середину лета 2016 года шесть топ-банков Китая, несмотря на недавнюю девальвацию и другие экономические проблемы страны - имели общие активы в $15 трлн. Первая шестерка американских банков отстает примерно на триллион. А некоторые крупные корпорации, пользуясь междуцарствием в Белом доме, делают последние судорожные ходы перед пришествием Великого Протекциониста, к примеру, объявляя о планах производства в Китае электромобилей...        

Пока официальный Белый Дом и даже испуганный Тайвань пытаются создать впечатление, что политика "одного Китая" продолжается, а Трамп вовсе не так серьезен - обращает на себя внимание, что на днях китайская компания купила любимый паб британского экс-премьера Дэвида Кэмерона, основанный в XVI веке. Так что может быть Дональд Трамп не так уж неправ, обостряя свои отношения с Пекином? Ведь Китай может стать для Трампа тем же, чем Япония была для Рейгана, а для всей Америки - мотивом встряхнуться от потребительской спячки.        

    Реклама на dsnews.ua