• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Зачем генсеку ООН разбираться в российской политике

Второй срок пребывания Пана Ги Мун в должности генерального секретаря походит к концу. И он стоит на распутье: как дальше строить свою карьеру
Реклама на dsnews.ua

Речь генерального секретаря ООН Пан Ги Муна на Петербургском экономическом форуме ожидаемо (и радует, что ожидание сбылось) вызвала дипломатический скандал.

Генсек в выступлении заявил, что Россия играет очень важную роль в решении конфликтов, и в ООН очень сильно рассчитывают на ее лидерство.

Изначально в своей речи господин Пан (корейцы ставят родовое имя перед личным) должен был упомянуть Украину и Сирию, но текст изменили - совершенно справедливо опасаясь бурной реакции и Киева, и других стран, прекрасно понимающих истинную роль Кремля в дестабилизации ситуации в мире. Не помогло. В смысле, правки не помогли. Постпред нашей страны в ООН Владимир Ельченко все равно подверг резкой критике генсека, заявив, что отныне у Пан Ги Муна не осталось какого-либо морального авторитета.

"Я полностью возмущен такой постановкой вопроса. Я не понимаю, как глава Организации Объединенных Наций может говорить подобные вещи... Я не думаю, что у него осталось какое-то моральное право говорить что-либо о конфликте между Россией и Украиной", - сказал Ельченко, пообещав направить в Секретариат ООН письмо с протестом. По его мнению, реплики генсека с похвалами в адрес Москвы выглядят крайне нелепо на фоне обвинений, выдвигаемых Украиной и Западом, в адрес Кремля касательно поддержки пророссийских боевиков в Донецкой и Луганской областях.

Вразумить Пан Ги Муна пообещал и глава МИД Украины Павел Климкин, заявив: "Я буду говорить с Пан Ги Муном, когда будет следующая встреча. Попытка, даже неявная, поставить в один ряд российскую агрессию в Украине и конфликт в Сирии не является адекватной реакцией на реалии сегодняшнего дня. Разговаривая с ним, я четко скажу, что логика надежд на РФ, которая является агрессором в Украине, и логика надежд на РФ в разрешении глобальных конфликтов не должны пересекаться. Это будет основой моей политической позиции".

В то же время, как сообщает Reuters, пресс-секретарь генсека Стефан Дужаррич отказался предоставить развернутый комментарий по этому инциденту. "Дело в том, что... Российская Федерация является постоянным членом Совета Безопасности и играет решающую роль. Мы не собираемся отступать от сказанного", - отреагировал он.

Ельченко же, стоит отметить, сработал оперативно и правильно. Правильно в контексте тенденций, которые все чаще проскальзывают в работе украинских дипломатов. Например, еще свежо в памяти противостояние Климкина с немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером после заявления о возможной поэтапной отмене санкций против России. Тогда украинский министр даже неожиданно нагрянул в Берлин, чтобы лично услышать объяснения Штайнмайера. Внешняя политика Украины меняется, становясь самодостаточнее. Заглядывание в рот Брюсселю уходит в прошлое - хотя, справедливости ради, и медленнее, чем хотелось бы.

Реклама на dsnews.ua

Правда, сравнивать конкретно эти две фигуры - генсека ООН с главой МИД Германии - не имеет смысла. Ведь Пан, в отличие от Штайнмайера априори не может придерживаться жесткой и последовательной линии. Не для того "мама квітку обирала".

Второй срок его пребывания Пана в должности генерального секретаря походит к концу. И он стоит на распутье: как дальше строить свою карьеру.

Он вполне может после попытать счастья в президентской гонке в родной Южной Корее - в 2017-м. Как говорится, с корабля на бал. Сам генсек не так давно в беседе с журналистами не опроверг, и не подтвердил слухи о наличии президентских амбиций. Однако агентство Yonhap считает: шансы, что по завершении карьеры генсека ООН Пан Ги Мун выдвинется кандидатом в президенты, очень высоки, т.к. он является очень сильным соперником для действующего главы государства Пак Кын Хе. Если не сложится, значит попробует заполучить высокую должность в какой-нибудь корпорации. Может быть, даже в российской, как бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер, который сейчас является главой комитета акционеров российского газового детища Nord Stream-2.

В любом случае, генсек ООН намеревается завершить свою карьеру с максимумом достижений - и воздерживаться от принципиальных конфликтов с мировыми тяжеловесами. Подобно Бараку Обаме, он делает ставку на устойчивый образ миротворца, а его деятельность, заявления и решения формируют портфолио, которое представят будущему работодателю. Не важно, будут ли это избиратели Южной Кореи или глава крупной корпорации. Тем же, к слову, занимается и бывший президент Франции, надежный на данном этапе союзник Путина Николя Саркози, который надеется снова занять кресло главы государства. Собственно, он использовал форум в Питере в качестве пиар-площадки для своей предвыборной кампании - и потому, к слову, щедро раздавал авансы потенциальному (или реальному?) кремлевскому спонсору заявлениями об отмене санкций и недопустимости принятия Украины в ЕС и НАТО.

Но вернемся к словам Пан Ги Муна. На деле, признаем, он не сказал ничего такого, что не противоречило бы сегодняшним реалиям. Кремль действительно имеет немалый вес в международной политике, отчасти благодаря излишне гибкой политике западных стран. Однако генсек не сказал того, чего от него многие ждали: Россия является в большей степени частью проблемы, чем инструментом ее решения. И это показывает, что Пан, в принципе, не желает вникать, почему Москва делает то, что делает.

С другой стороны, генеральный секретарь ООН - это фигура техническая, с упором на административную работу. Наемный менеджер, вроде главы совета директоров транснациональной корпорации. Шишка большая - но избирают его еще бОльшие.

И Пан Ги Мун ранее уже демонстрировал свою пластичность и "удобность" для акул геополитики.

Отличной иллюстрацией тому является его взаимодействие с мусульманскими странами. В сентябре прошлого года Саудовская Аравия, которую США активно продвигали в главы ключевого органа ООН - Комитета по правам человека (при том, что сочетание "КСА и права человека" - это, по сути оксюморон); настояла на исключении из программы ООН "Цели развития тысячелетия" пункта о защите прав геев, так как это противоречит исламскому праву. "Упоминание секса в тексте для нас означает, что речь идет о мужчине и женщине. А семья создается супругами - мужчиной и женщиной", - заявил тогда министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр. Как констатировала британская газета The Independent, после саудовского демарша из окончательного соглашения были удалены явные отсылки на ЛГБТ-равенство.

Сексуальные меньшинства стали камнем преткновения в ООН снова уже в мае этого года, когда группа представителей 51 мусульманской страны заблокировали присутствие 11 ЛГБТ-организаций на посвященной борьбе со СПИДом встрече, которая пройдет уже в этом месяце. США, ЕС и Канада были крайне возмущены, но сильного отпора со стороны генсека, который публично выступает за всеобщее равенство, не последовало.

Еще один пример. И снова Саудовская Аравия. На этот раз речь зашла о том, каким образом Эр-Рияд ведет войну с проиранскими мятежниками в соседнем Йемене. Неоднократно поступали сообщения о гибели мирных жителей во время авианалетов военной коалиции арабских стран, возглавляемой саудовцами. Отдельные европейские страны и международные правозащитные организации выступили с жестким требованием к основным поставщикам оружия Эр-Рияду - британцам, французам, немцам - прекратить снабжать армию Саудовской Аравии. Через некоторое время Эр-Рияд очутился в "черном списке" ООН из-за убийств в Йемене. Согласно докладу ООН о нарушениях прав детей в зонах военных действий, эта самая военная коалиция бомбила школы и больницы. Однако 6 июня саудовцы из этого списка вдруг были исключены.

Как выяснилось, добились они этого очень жестким, но действенным способом - пригрозили лишить финансирования гуманитарные операции на территориях Палестины, Южного Судана и Сирии. Пан Ги Мун подтвердил это на пресс-конференции. "Я также должен был рассмотреть вполне реальную перспективу, что миллионы других детей сильно пострадают, если, как мне заявили, страны прекратят финансировать множество программ ООН", - цитирует генсека The New York Times. Оправдался и осудил, сказав, что такое давление неприемлемо.

По сути же, этот случай, а также остальные, приведенные выше, четко показывают то, каким должен быть и является генеральный секретарь такой грандиозной, но уже архаичной, структуры, как ООН. В первую очередь, комфортным для всех, гибким, с незапятнанной репутацией - поскольку в должности пятнать ее придется неоднократно (Пан Ги Мун - не исключение, а соответствие правилу, его предшественники также не были безупречны). Именно такие кандидаты после длительных торгов - процедура выборов напоминает растянутый на годы преферанс - находят одобрение в Совбезе ООН, который де-факто и управляет ООН. А после выборов никто и не ждет, что генсек станет политиком экстра-класса. У него, по большому счету, лишь одна задача: лавировать-лавировать и вылавировать.

    Реклама на dsnews.ua