Сиквел мюнхенской речи Путина. Что сказал и о чем умолчал московский спичрайтер Александра Лукашенко

Насколько плотно контролирует сегодня Кремль беларусского президента, да и президент ли он ещё, или уже подставное лицо, даже если сам Лукашенко этого пока не осознал

Владимир Путин и Александр Лукашенко / Getty Images

Выступление Александра Лукашенко о семи этапах, за которые очень западные агрессоры и их менее западные сателлиты пытались разрушить Беларусь при помощи пятой колонны из местных, стало одновременно и подведением итогов захлебнувшегося беларусского протеста, и первым поствыборным появлением на публике в полноценном формате, и спичем на пире победителей цветной революции, подготовленной "по заветам Джина Шарпа", но провалившейся. А еще, что весьма вероятно – первым выступлением в новом для Лукашенко качестве зицпрезидента.

Выступление, прозвучавшее 16 сентября на встрече "с политическим активом страны", доступно по ссылке как в текстовом, так и в видеоформате. Несмотря на официозный характер, оно весьма примечательно, что особенно заметно на видео. Главная новость: судя по стилю и тону выступления у Лукашенко сменился спичрайтер, причем замену, по всей видимости, прислали из кремлевского пула.

С одной стороны, такой поворот, после полной замены всей команды беларусских пропагандистов московскими варягами, был ожидаем. Вместе с тем, это означает, что быстрое скольжение Беларуси в российскую черную дыру принимает характер неконтролируемого падения. Спичрайтер – слишком близкая к телу должность, в одном ряду с постельничим и виночерпием — вот, кстати, не желаете ли принять стаканчик свежайшего "Новичка"? 

Второй примечательный момент, отчасти вытекающий из первого — смысловая перекличка выступления Лукашенко 2020 года с мюнхенской речью Путина 2007-го. И там, и там мы видим ясный посыл: "Мы лишь обороняемся, не пытайтесь навязать нам свое видение демократии, мы демократы ничуть не хуже вас. Не вынуждайте нас переходить к активной обороне". И, если за "миролюбивым" выступлением Путина 2007 года последовала агрессия против Грузии в 2008-м и Украины в 2014-м, то впору задаться вопросом, что последует за выступлением Лукашенко, озвучившего тезисы, присланные ему с ведома Путина, и, фактически, выступившего в роли … А, собственно, в какой роли выступает теперь бессменный беларусский президент?

Вопрос этот не простой. Пытаясь усидеть в президентском кресле – а точнее, разучившись существовать отдельно от него и не мысля ни для себя, ни для своих близких иной жизни, Лукашенко обратился за помощью к России. И получил ее, но лишь в обмен на слив Москве большей части своих полномочий. Кремль, которому изрядно надоели хитроумные батькины маневры, воспользовался ситуацией, чтобы посадить его на максимально короткую цепь. К слову, прямая причастность Кремля к созданию этой ситуации не просто возможна, но с каждым днем выглядит все более очевидной. Это ставит на повестку дня второй, куда более важный для Украины вопрос: смогут ли Лукашенко, да и сама Беларусь сохраниться в прежнем качестве, или на беларуской независимости можно поставить крест?

Выступление Александра Лукашенко выглядело спичем на пире победителей цветной революции, подготовленной "по заветам Джина Шарпа" / belta.by

Ответ зависит от того, какими ресурсами располагает Лукашенко, чтобы предпринять попытку сорваться с российской привязи. Ресурсы эти, надо признать, выглядят крайне ограниченными.

Маневр в сторону Запада для Лукашенко сегодня исключен: Европарламент не признает его легитимным президентом, настаивает на введении санкций против всех, причастных к фальсификации выборов, а также рекомендует Европейской комиссии увеличить финансирование гражданского общества Беларуси и заморозить переводы государственным организациям. Внутренняя поддержка Лукашенко против слияния и поглощения, организованного Москвой в рамках концепции Союзного государства, также очень слаба. В глазах беларусских функционеров, в особенности силовиков, Путин выглядит и привлекательнее, и, что еще важнее, легитимнее, чем он.

Разумеется, Лукашенко лихорадочно ищет варианты возврата к независимому статус-кво. Но реальных возможностей не видно. К тому же Лукашенко не может не понимать, что не только его нахождение у власти но и сама жизнь, притом, не только его лично, но и его близких, находится сегодня в руках Кремля, и в случае его скоропостижной кончины никто не станет слишком придирчиво разбираться в ее причинах. К слову, младший сын Александра Григорьевича, Николай, отправляется получать образование в МГУ — под вымышленным именем, но "тем, кому надо", его инкогнито, конечно, помехой не будет. Так что это здорово попахивает средневековой практикой отправлять отпрыска-заложника в длительные гости к сюзерену.

Кремль, между тем, для страховки держит в запасе и "легитимного", то есть, признаваемого в ЕС "президента Беларуси" Светлану Тихановскую, которая, с учетом всех сопутствующих обстоятельств, без каких-либо проблем и вариантов, и даже без сопротивления очень быстро окажется под его полным контролем. По этой причине Лукашенко, понимающий, что лучше быть живым пенсионером, чем мертвым экс-президентом, будет действовать крайне осторожно и только наверняка, демонстрируя во всех остальных случаях полную покорность Москве. Но никаких вариантов прыжка в сторону от России, даже с 50%-й гарантией успеха, для Лукашенко сегодня не видно. Кремль же, в свою очередь, постарается переварить Беларусь максимально быстро, с тем, чтобы создать ситуацию, когда вариантов ухода Лукашенко в отрыв от него не останется в принципе.

Очевидно,что первым шагом в этом направлении станет развертывание в Беларуси российских военных баз, в первую очередь — размещение фронтовой ударной авиации — соответствующие планы озвучивались еще в 2013 году, а там, по всей видимости, подтянутся и танки с "искандерами". От этого хитроумный "Батька" аккуратно, но очень последовательно увертывался много лет подряд, но внезапно возжелал этого сам в последние дни, о чем и сообщил Сергею Шойгу, прилетевшему в Минск с рабочим визитом. "Я также просил Президента России о некоторых типах вооружений. Сказал ему, что, когда вы приедете, мы посмотрим, что нам и где надо реально укрепить в плане Союзного государства. Бояться нечего, мы готовы на это идти. Последние события показывают, что надо смелее защищать интересы и белорусов, и россиян. Так случилось, что мы в этом плане остались одни, но не самые слабые", — заявил в беседе с Шойгу (номинальный?) глава (все еще независимого?) государства.

Процесс поглощения Беларуси Россией идет стремительно – и есть основания полагать, что он будет ускоряться и в дальнейшем. Для Украины это означает, что не более чем через полгода, а, возможно, и быстрее мы получим в соседи враждебное нам, формально независимое государство, управляемое из Москвы — и очередной плацдарм для новой агрессии. Фамилия номинального президента этого государства не будет иметь при этом ни малейшего значения.