Антисанкционное оружие Путина. Как бывший премьер Франции повторяет карьеру экс-канцлера Германии
Компания "Сибур" купила в свой Совет директоров экс-премьера Франции с его уголовным прошлым и богатыми связями в ЕС
Франсуа Фийон, так зовут покупку, — второй после Жоржа Помпиду премьер-министр Пятой республики по продолжительности пребывания в должности и единственный, кто усидел в премьерском кресле на протяжении полного президентского срока, с 2007 по 2012 год, при Николя Саркози. Несмотря на формальный уход из политики, Фийон все еще остается весьма влиятельной теневой фигурой.
Покупатель Фийона, "СИБУР Холдинг" — крупнейшая нефтегазохимическая компания РФ, контролируемая Леонидом Михельсоном и Геннадием Тимченко, доверенным лицом Путина.
Несколько ранее, в конце июля, 67-летний Фийон вместе с его ценными связями вошел в Совет директоров другой российской компании — "Зарубежнефть". Основанная в 1967 году, "Зарубежнефть", специализируется на эксплуатации нефтегазовых месторождений за пределами России.
При этом, в июне 2020 года экс-премьер был приговорен к пяти годам тюрьмы, включая два года реальной отсидки за мошенничество – за фиктивное устройство своей жены в аппарат парламента. Благодаря стараниям своего мужа, Пенелопа Фийон в течение нескольких лет пополнила семейный бюджет примерно на 800 тысяч евро.
Используя обширные связи, Фийон сумел избежать реального тюремного срока, и уже через год, продолжая отбывать его условную часть, вошел в состав Совета директоров сначала одной, а сейчас и второй российской компании.
Причины покупки Фийона достаточно очевидны: экс-премьер, отлично знающий французскую и общеевропейскую бюрократическую систему, способен обеспечить эффективный обход любых санкций. Конечно, поставки газа и нефти под санкции не попадают и никогда не попадут. Но вывод полученных средств и их безопасное инвестирование могут столкнуться с некоторыми проблемами, которые и должен будет преодолеть Фийон.
История с Фийоном – лишь единичный эпизод из большой программы покупки отставных европейских политиков для лоббирования кремлевских интересов. Одной из первых и, несомненно, самой известной из покупок такого рода стал бывший канцлер Герхард Шредер, возглавляющий Совет директоров компании "Роснефть" с сентября 2017 года. Но 77-летний Шредер, отошедший от активной политической деятельности уже 16 лет назад, сегодня вырабатывает свой последний ресурс.
И в Кремле озаботились обновлением и расширением европейского пула своих агентов влияния. Помимо Фийона была закуплена и бывшая глава МИДа Австрии в 2017-2019 годах Карин Кнайсль, на свадьбе которой в 2018 году присутствовал Путин. За месяц до прихода Фийона в "Зарубежнефть", Кнайсль была принята в Совет директоров "Роснефти", усилив стареющего Шредера. Правда, взяли ее на несколько меньший оклад – около 440 тыс. евро в год против примерно 600 тыс. у Шредера. Но у 56-летней Кнайсль все еще впереди, и есть масса времени для карьерного и финансового роста на службе у Кремля.
Впрочем, Фийон, Шредер и Кнасль – а также примерно с десяток менее известных фигур, публично засвеченных в российских нефтегазовых структурах – лишь верхушка айсберга. По мнению многих экспертов, такая засветка сильно ограничивает их возможности прямого влияния. Они выступают по большей части в роли вербовщиков других влиятельных персон, которых россияне привлекают к обслуживанию своих антисанкционных программ уже негласно – а их пример служит рекламой для такого сотрудничества.