Англосаксонский десант. Зачем в Киеве заговорили об изменении "Нормандии"

Кремль считает "тревожным сигналом" предложение украинского президента включить в переговоры США, Великобританию и Канаду

Встреча в нормандском формате, 2019 г. / Getty Images

На фоне усиления давления на Кремль со стороны Европы и США, которое, в том числе, выразилось и в беспрецедентном выдворении российских дипломатов, Киев вместе с Вашингтоном активизировались и в вопросе переговоров по Донбассу в рамках Минского и Нормандского переговорных процессов.

Президент Владимир Зеленский и глава его Офиса Андрей Ермак синхронно дали интервью, в которых содержатся сигналы о необходимости изменить, наконец, Минский формат.

Зеленский говорил об этом в интервью британской газете Financial Times, т.е. реципиентами его сигнала являются прежде всего Европа и Соединенные Штаты. Гарант в частности прямо заявил, что к переговорам "нормандской четверки" следует привлечь других участников, а именно США, Великобританию и Канаду.

Аргумент: переговоры и в Минске, и в "нормандском формате" скорее мертвы, чем живы. Их требуется оживить, поскольку в противном случае урегулирование донбасского кейса затянется на годы и годы, если не десятилетия. На Банковой, в свою очередь, рассчитывают, что вовлечение трех самых ключевых партнеров и союзников или хотя бы Соединенных Штатов, позволит добиться этой цели.

Что до Ермака, то он не был столь прямолинеен как его шеф. В интервью "Лиге", соответственно, обращаясь к внутренней аудитории, он отметил, что, мол, о создании "отдельного формата" переговоров речь не идет.

И любые изменения, по его словам, точно будут согласовываться с другими участниками переговоров — Францией и Германией.

Но также Ермак намекает на то, что пусть в рамках "нормандского формата" ведется "конструктивный диалог", в частности создание кластеров, позволяющих систематизировать минские соглашения, но результата пока нет.

Да и вряд ли он будет, поскольку продвижение в этом направлении России абсолютно не интересно.

С другой стороны, сейчас подходящее время хотя бы для попыток придать переговорному процессы новые смыслы и импульсы.

В том числе, посредством более активного подключения к нему главного союзника Украины – Соединенных Штатов. Потому как относительно объективности Берлина и Парижа имеются серьезные сомнения, из-за поддержки первым "Северного потока-2" и противоречивых заявлений второго касаемо отношений с Москвой.

Первым шагом в контексте трансформации переговорного процесса может стать назначение Штатами спецпредставителя по Донбассу, о чем сообщил Ермак. В некотором роде это альтернатива спецпредставителю по Украине. Данную должность занимал, как известно, Курт Волкер. Но после "Украиногейта" она оставалась вакантной.

Вероятное назначение Вашингтоном спецпредставителя по Донбассу свидетельствует о переходе вопроса украино-российского конфликта на новый уровень. Иными словами, война на Донбассе станет одним из приоритетных направлений в американской политике.

Госдепартамент после появления интервью Зеленского и Ермака в комментарии российскому пропагандистскому агентству "РИА Новости" подчеркнул, что, дескать, Вашингтон поддерживает Минские соглашение как главную площадку для урегулирования конфликта.

Однако при этом Госдеп также призывает Россию отказаться от "бескомпромиссной" позиции по соглашениям.

Это значит, что дальнейшие же шаги, к примеру, изменение формата "Нормандии" пока по сути находятся на стадии зондирования ситуации.

Засуетелись

Москву эти геополитические телодвижения явно беспокоят. Спикер Кремля Дмитрий Песков прямо окрестил предложение Зеленского по расширению Нормандского и изменению Минского форматов "тревожным сигналом".

"Мы неоднократно говорили о том, что это очень непростая ситуация, это лишний раз на высшем уровне, наверное, демонстрация того, что Украина хотела бы Минский процесс видоизменить, а его видоизменить, не положив собственно ему конец, просто невозможно", — сказал пресс-секретарь Владимира Путина.

Фактически же он также признал, что предложенные изменения положат конец переговорным форматам в комфортном для России виде.

Кстати, не только в Кремле заметно оживились после интервью украинского руководства и комментария Госдепартамента США.

Опять-таки вчера Путину позвонил Макрон, на прошлой неделе встречавшийся с Зеленским в Париже, чтобы обсудить войну на Донбассе, урегулирование в Ливии и Нагорном Карабахе.

Макрону, который надеется пойти на второй срок по результатам предстоящих выборов, очевидные попытки новой администрации США принимать более активное участие в тех вопросах, где у руля находятся Франция и Германия, абсолютно невыгодны, поскольку он уже давно пытается завоевывать электоральные очки внешнеполитическими свершениями.

Взять тот же Нагорный Карабах. Во время войны между силами Азербайджана и Турции с армянской армией Париж публично поддержал Ереван призывами французского парламента признать независимость Нагорного Карабаха.

Между тем, 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян османами, Джо Байден стал первым президентом США, признавшим массовую резню 1915 г. именно геноцидом. Тем самым Вашингтон уже вмешался в армянскую и кавказскую политику в целом, что может удержать Ереван на прозападном треке и в случае отставки Никола Пашиняна. И соответственно России, Турции и Франции придется там потесниться.

Аналогично и с украинским кейсом. Париж и Москва учуяли угрозу для изменения структуры переговорного процесса. Если в "Нормандию" войдут хотя бы Соединенные Штаты, устоявшийся формат переговоров канет в лету.

Потому Макрон оперативно созвонился с Путиным. И, согласно пресс-релизу Елисейского дворца, они уже договорились "возобновить диалог в рамках Минской группы для достижения прочного урегулирования ситуации" и "в ближайшие дни будут приняты (некие) конкретные инициативы в этом направлении".

Какие, Макрон, конечно же, не сообщает. Но при этом, заметим, он вчера же провел личную встречу с президентом Германии Франком-Вальтером Штайнмайером. Формально – для обсуждения совместного противодействия пандемии Covid-19 за счет Европейского фонда восстановления экономики и для декларации приверженности этому курсу, а также союзу Парижа и Берлина.

Но поскольку скандальная "надстройка" к Минским договоренностям – "формула Штайнмайера" — носит имя нынешнего президента ФРГ, очевидно, что лидеры не только говорили о коронавирусе, но и координировали совместную украинско-российскую политику как раз с учетом новых обстоятельств – перспектив привлечения американцев к переговорам.