Аморальный президент и ручной суд. Предадут ли республиканцы Трампа?
Президент США за 44 дня до выборов пытается назначить своего человека в главный судебный орган страны
18 сентября в возрасте 87 лет от осложнений после рака поджелудочной железы скончалась Рут Бейдер Гинзбург — судья Верховного суда США, кумир многих женщин, отстаивающих свои права в по-прежнему маскулинном мире.
С самого начала своей юридической карьеры, даже раньше — еще во времена, когда она училась в Гарвардской юридической школе вместе с еще восемью женщинами (остальные 491 — мужчины), Рут Гинзбург сталкивалась с дискриминацией по половому признаку.
Всю свою жизнь Гинзбург посвятила борьбе с гендерным неравенством. Кульминацией которой стало назначение ее в 1993 г. Биллом Клинтоном судьей Верховного суда, второй судьей-женщиной в высшем судебном органе страны.
Чтобы не ходить вокруг да около, отметим, иллюстрацией ее авторитета, ее достижений является тот факт, что еще при жизни Рут Гинзбург о ней сняли байопик — "По половому признаку" 2018 г. Также судья, которую сыграла Роз Уитт, появилась в двух эпизодах популярного сериала "Юристы Бостона".
И как это обычно бывает, когда мир покидает фигура такой величины, на ее месте образовывается социо-политический вакуум, который многие стремятся заполнить как можно быстрее. И с максимальной для себя выгодой, конечно.
Президент США Дональд Трамп не был бы собой, если бы не воспользовался ситуацией. Тем более, что его предвыборные позиции, когда до даты "Х" осталось полтора месяца, весьма шаткие из-за пандемии Covid-19 и массовых протестов в Соединенных Штатах.
После смерти Гинзбург и после того, что президент пообещал выдвинуть кандидатуру ей на замену уже на этой неделе, коронавирус и Black Lives Matters отошли на задний план.
Оба политических лагеря, участвующих в избирательной кампании, — демократы и республиканцы — с головой окунулись уже в борьбу за еще теплое кресло Рут Гинзбург.
Монополия на суд
На сегодняшней день из восьми оставшихся судей Верховного суда (всего их девять) пятеро были назначены президентами-республиканцами, двое из которых — Дональдом Трампом. Понятное дело, что он хочет закрепить свое влияние на суд назначением еще одного судьи, который сменил бы либералку Гинзбург.
Демократы выступают за то, чтобы ее кресло оставалось незанятым до окончания выборов президента.
Главный соперник Трампа — бывший вице-президент Джозеф Байден — в воскресенье выступил с заявлением, в котором обвинил Белый дом в попытках нарушить конституцию, а решение президента побыстрее найти преемника для Гинзбург — злоупотреблением властью.
По мнению Байдена, а вместе с ним и других членов Демпартии, назначение нового судьи Верховного суда должно произойти уже после выборов, т.е. в 2021 г., когда состоится инаугурация нового (или старого) президента.
Республиканцы же, а именно Трамп и послушное ему большинство, форсируют события, чтобы как можно быстрее согласовать кандидатуру и ввести в суд своего человека.
В этом партия готова пойти как на нарушение нормы, установленной давним прецедентом, так и наперекор собственным взглядам.
В 2016 г., отметим, когда скончался судья Антонин Скалиа, глава республиканского большинства в Сенате Митч Макконнелл, который и сегодня является лидером "слонов" в верхней палате Конгресса, заблокировал проведение слушаний при участии кандидата на пост Скалии, выдвинутого Бараком Обамой.
До выборов тогда оставалось 237 дней. Однако Макконнелл, ссылаясь на прецедент неназначения судей до выборов, настаивал на том, что избиратель имеет полное право влиять на этот процесс. Ведь судья Верховного суда назначается пожизненно.
Т.е., голосуя за нового президента, избиратель также предоставляет вотум доверия и его кандидату на пост судьи ВС.
Сегодня же, когда до голосования осталось 44 дня, Макконнелл изменил своим принципам и готов в кратчайшие сроки обеспечить слушания и голосование за кандидата, предложенного Дональдом Трампом.
Учитывая, с какой ретивостью в Белом доме кинулись искать замену Гинзбург, в администрации Трампа, очевидно, были осведомлены о ее состоянии и ожидали ее кончины. Стратегия была заготовлена заранее — как и кандидаты, список которых начал формироваться еще пару лет назад. И с большой долей вероятности это будет женщина.
Сейчас на слуху две кандидатуры.
Как сообщил источник AP, осведомленный о ходе телефонной беседы Трампа с Макконнелом, состоявшегося поздним вечером 19 сентября, президент упоминал двух судей федеральных апелляционных судов — Эми Кони Барретт и Барбару Лагоа.
Таким образом Белый дом хочет продемонстрировать прогрессивность взглядов, сопоставимую с таковой у штаба Байдена, который своим кандидатом в вице-президенты выбрал сенатора Камалу Харрис.
Вопрос в том, чья кандидатура Трампа, Барретт или Лагоа, будет наиболее выгодна для его кампании. Лайт-версия Рут Гинзбург, но католичка и консерватор? Или же кубинка из Флориды, ключевого штата во время голосования, в чьих голосах очень нуждается "друг" иммигрантов Дональд Трамп?
Обе хороши и могут претендовать на то, чтобы стать преемницей Рут Гинзбург. Образование, квалификация, хорошая карьера — с этим у них проблем нет.
Барретт — первая женщина, ставшая судьей Апелляционного суда седьмого округа. Лагоа — первая латиноамериканка, назначенная судьей Верховного суда Флориды.
Если Трамп предложит Лагоа, чьи родители бежали в Майами после прихода Фиделя Кастро к власти на Кубе, он может рассчитывать на рост поддержки со стороны кубинцев Флориды, да и латиноамериканцев из других штатов.
С другой стороны, Барретт, к слову, наставником которой был вышеупомянутый Антонин Скалиа, достаточно консервативна — и в толковании американских законов (она оригиналист), и в общественных вопросах, поскольку как католичка, например, является сторонницей традиционного брака и далеко не сторонница абортов. Что может прийтись по душе консервативным избирателям Трампа, пусть в большинстве своем это протестанты.
Демократам, в принципе, будет не с руки атаковать непосредственно этих кандидатов. Штаб Трампа с легкостью может выкрутить их критику в сторону лицемерия демократов, которые много говорят о равных правах, но на деле не дают женщинам пробить "стеклянный потолок".
Правда, с Барретт "ослам" будет несколько проще. Потому как еще в процессе рассмотрения ее кандидатуры на пост судьи Апелляционного суда в 2017 г., демократы вытащили на свет ее статью за 1998 г., которую она, будучи студентом юридического факультета, написала вместе с профессором Джоном Харви.
В ней она, в частности, отмечала, что судьям-католикам в ряде случаев целесообразнее отказаться от рассмотрения дел, где подсудимым светит смертная казнь.
Демократы уцепились за эту мысль и спрашивали у Барретт: а не окажет ли влияния на вас ваша вера во время принятия решений в суде?
Не исключено, что эту историю они поднимут вновь, если Трамп внесет ее кандидатуру.
И все же "ослы" больший упор будут делать именно на неконституционность действий Трампа. Они уже пытаются обеспечить блокирование соответствующих слушаний в Сенате.
Охота на слонов
В верхней палате республиканцы располагают 53 голосами, демократы — 47. Чтобы сорвать слушания по кандидатуре от Трампа в Верховный суд, демократам нужно заручиться голосами четырех республиканцев, поскольку в случае "ничьей", 50 на 50, решающий голос у формального главы Сената — вице-президента Майка Пенса. Очевидно, что верный соратник Трампа против воли шефа не пойдет.
Два "слона" в обойме демократов на сегодняшний день уже есть — это Сьюзан Коллинз и Лиза Мурковски. Они публично выступают за определение преемника Рут Гинзбург уже после инаугурации.
Здесь немаловажно, первыми из республиканцев, выступившими против идеи Трампа, являются женщины. Их будет сложно обвинить в шовинизме, хотя президент, безусловно, попытается.
К тем, кто еще может примкнуть к демократам, также причисляют критиков Трампа Митта Ромни и Чака Грассли. Однако, что касается Грассли, то во время слушаний в 2017 г. он, наоборот, защищал Барретт от нападок демократов.
Так что ему придется выбирать между защитой конституции и поддержкой кандидатуры Барретт, а также стремлением Трампа заполучить шестого республиканца в Верховном суде.
В любом случае, рассмотрение кандидатуры нового судьи до выборов приведет к расколу и в партии, и в американском обществе.
Ведь если Трамп протолкнет своего человека, который при этом не будет дотягивать до уровня покойной Рут Гинзбург и не обладать аналогичным моральным авторитетом (что неизбежно на старте), то компетенция Верховного суда будет подвергаться сомнению.
Однако лично для президента овчинка выделки стоит, поскольку он получает в таком случае действенный механизм для пересмотра результатов выборов под предлогом фальсификаций при голосовании по почте.
То, о чем Трамп и его окружение без умолку говорят уже который месяц, игнорируя мнение экспертов, отрицающих возможность фальсификации голосования по почте.
Да республиканцы и не пытаются скрыть свои мотивы. Сенатор из Техаса Тед Круз, к примеру, прямым текстом заявил, что в Верховном суде должны работать все девять судей на тот случай, если суду придется решить "исход президентских выборов".
Похоже, такой сценарий Белым домом действительно рассматривается. А значит Трампу, отстающему от Байдена в среднем процентов на десять, просто-таки невероятно (как бы это цинично не звучало) повезло, что рак так вовремя унес жизнь Рут Гинзбург.
Да, если он использует Верховный суд для оспаривания результатов выборов, будет скандал. Еще один. Но сколько этих скандалов он уже пережил?
Его президентство, сопровождавшееся оскорбительными и разобщающими заявлениями и действиями, привело к росту напряженности в обществе, как результат — к массовым акциям протеста. Он пережил Рашагейт и процедуру импичмента. И несмотря ни на что, он все еще в Овальном кабинете.
Видимо Трамп рассчитывает пережить и потенциальный скандал с оказанием давления на Верховный суд. И его расчеты вполне оправданы и логичны.
45-й президент уже давно доказал, что будучи человеком, игнорирующим моральные ценности, способен успешно ломать американскую систему сдержек и противовесов, фундаментом которой до его каденции, фактически, была эта самая мораль. Трамп ее из уравнения практически вывел.