Сражение за Африку. Как Кулеба и Лавров соревнуются за благосклонность континента
Глава МИД РФ поехал в третье с начала года дипломатическое турне в Африку в преддверии саммитов БРИКС и "Россия-Африка"
Сергей Лавров, глава Министерства иностранных дел страны-агрессора, начал уже четвертое с начала полномасштабного вторжения России в Украину турне по странам Африки. Он отправился туда сразу после завершения визитов главы МИД Украины Дмитрия Кулебы в Марокко, Эфиопию, Руанду, Мозамбик и Нигерию. Для главы украинской дипломатии это второе турне по Африке, а предыдущее, прерванное массированными ракетными ударами по Украине, произошло в октябре 2022 г. Тогда Кулеба успел посетить Сенегал, Кот-д'Ивуар и Гану.
Украинский министр во время переговоров в Африке проводил ликбез по "Мирной формуле", предложенной Киевом. Кулеба также утверждает, что за закрытыми дверями чиновники перечисленных государств полностью поддерживают Киев… Но что с позицией не за закрытыми дверями? Кулеба косвенно признал вес влияния Москвы на позицию африканских стран, которое Украина пытается ослабить расширением дипломатического присутствия на континенте. В частности, по словам Кулебы, уже восемь из десяти стран, где планируется открытие посольств Украины, дали на это согласие. Еще две находятся на заключительных стадиях принятия соответствующих решений.
Это, безусловно, очень важно для Украины и из-за голосов в ООН, и из-за торговых перспектив. К тому же, российская война влияет и на Африку, ведь обусловила рост цен, нехватку продовольствия и другой продукции.
Проблема в том, что Москва прилагает гораздо больше усилий для распространения своей повестки дня в Африке, чем в частности обязана гораздо большему дипломатическому присутствию. И вдобавок в большом количестве стран Африки также активно действует гибридная дипломатия Кремля – через, собственно, наемников ЧВК "Вагнер".
Да, Кулеба отмечает, что действия Украины на континенте в Москве воспринимают как угрозу, поэтому Лавров "летает за ним, а российские дипломаты в Африке бегают, убеждая африканские правительства отменять его визиты и не встречаться с ним". Это отчасти так. Лавров посетит Мозамбик, когда там уже провел переговоры украинский министр. В то же время Лавров, например, успел "обработать" ту же Эфиопию, которая имеет свою тесную историю взаимоотношений с Москвой. К тому же эта страна является одним из политических и экономических лидеров на континенте, с которым стремятся выстраивать отношения и в том же ЕС. Плюс соседняя Эритрея, до 1993 г. являвшаяся частью Эфиопии, и где российское посольство де-факто было превращено в дипломатический хаб РФ для контактов со странами Африки, Ближнего Востока и Азии.
Но с другой стороны, следует констатировать, что Россия все же более активна на африканском направлении, продвигая там нарратив о "европейских колонизаторах", с которыми Москва якобы ведет войну. Правда, почему-то на территории Украины.
В ходе предыдущих турне Лавров успел посетить: в июле 2022 г. – Египет, Конго, Уганду, Эфиопию; в январе 2023 г. – ЮАР, Анголу, Эсватини, Эритрею; в феврале 2023 г. – Мали, Мавританию, Судан.
Четвертое турне Лаврова началось с визита в Кению, где он встретился с президентом Уильямом Руто, главой МИД Альфредом Мутуа, спикером нижней палаты парламента Мозесом Ветангулой.
И хотя Найроби в свое время осудил российскую агрессию и поддержал Украину, у России, похоже, нашлись "аргументы" для Кении в пользу укрепления политического и экономического взаимодействия. Это и взятка в виде 34 тыс. т удобрений, прибывших в порт Момбаса, в которых очень нуждается эта страна; и подготовка торгового соглашения до конца года; и распространение Кремлем дезинформации о блокировании Европой и Украиной поставок продовольствия в Африку.
Отдельно следует отметить работу Кремля, в частности, в рамках БРИКС над концепцией расчета между странами местной валютой. Лавров поднимал этот вопрос в Найроби, что достаточно актуально, ведь Кения, а также один из главных ее торговых партнеров – Танзания – начали переговоры со странами-импортерами касаемо осуществления платежей не в долларах, а в валюте этих государств. Тем более что Индия уже согласилась принимать кенийский и танзанийский шиллинги.
Кения также интересна Москве из-за ее портов, в которых происходит дозаправка, ремонт и сервис судов, курсирующих между Европой и Китаем и Индией. Учитывая, что порты Европы для россиян закрыты, кенийские порты решили бы множество проблем для российского экспорта энергоносителей в страны, которые еще их принимают; и для параллельного экспорта в РФ компонентов, в которых нуждается российский ВПК.
После Кении же Лавров посетит аграрную Бурунди, традиционно близкий к Кремлю уже упоминавшийся ранее Мозамбик (и который к тому же имеет залежи таких полезных ископаемых как уголь, титан, тантал, графит и газовые месторождения на побережье); и в очередной раз – Южную Африку.
Последняя, напомним, сейчас в медийных трендах из-за истории о военной помощи Москве. Кроме того, пророссийский президент ЮАР Сирил Рамафоса стал еще одним лидером, который решил поиграть в посредничество между Россией и Украиной. И здесь следует отметить, что это мирное посредничество поддержал ряд стран, которые в свое время посетил Лавров и где активно действуют российские дипломаты – это Египет, а также Конго и Уганда, где у Украины нет посольств. Кроме того, "мирную инициативу", о которой Рамафоса заявил 16 мая, поддержали еще Замбия и Сенегал.
Что касается Сенегала, то это очень неприятный для нас сюрприз, поскольку Киев действительно много внимания уделял этой стране и через посольство, и через визит Кулебы осенью, и через контакт Владимира Зеленского с президентом Маки Саллом. И хотя Сенегал поддерживал позицию Киева, после ряда контактов власти страны уже с представителями РФ, в том числе и с Путиным, мы видим Дакар среди тех, кто поддерживает выгодные Кремлю "мирные" инициативы. Вероятно, интенсивную дипломатию РФ в Сенегале значительно также усилили бизнес-деятельность России в этой стране (поставки нефти, удобрений, техники, строительство мясофабрик и рыбоперерабатывающего завода).
Детали "мирной инициативы" Рамафосы пока неизвестны, кроме призыва провести переговоры без вывода российских войск с территории Украины. В полном объеме ее президент ЮАР намерен презентовать во время визита в Киев в начале июня вместе с лидерами Египта, Уганды, Конго, Замбии, Сенегала, которые все преимущественно коммуницируют все же с Москвой. Однако вряд ли "инициатива" будет чем-то отличаться от бразильской и китайской, направленных на замораживание войны.
К тому же вся бурная дипломатическая деятельность и Лаврова, и Рамафосы проходит на фоне подготовки совещания министров иностранных дел стран БРИКС, которое состоится в ЮАР 1-2 июня; саммита "Россия-Африка" в Санкт-Петербурге 26-29 июля и саммита уже лидеров членов БРИКС опять-таки в ЮАР 15 августа.
Очевидно, что под эти мероприятия Кремль готовит медийно-политическое шоу с участием максимально доступного для РФ количества африканских стран, которые поддержали бы мирные переговоры для создания дипломатического давления на Киев. По всей вероятности, посредничество Рамафосы поддержит Китай, или же наоборот будет поддержка китайского "мирного плана"; или все просто поддержат "планы" друг друга для максимального медийного эффекта.
И, конечно, бурная "миротворческая" деятельность с участием членов БРИКС, как похоже надеются в Москве, позволит заболтать тот факт, что Путин должен быть арестован на саммите в ЮАР. И чего Кейптаун всячески старается как-то избежать.