Зайти с юга. Как Киеву ответить на поставки северокорейских снарядов в Россию

Острая нехватка боеприпасов вынуждает россиян покупать их в Северной Корее

AP

Американская газета The New York Times со ссылкой на рассекреченные документы разведки пишет, что Россия активно закупается в северокорейском военторге – в частности, покупает миллионы артиллерийских снарядов и ракеты малой дальности для продолжения войны против Украины.

Это очень похоже на правду, если вспомнить, что еще в марте в Пхеньян, как сообщалось, ездил лично министр обороны Сергей Шойгу. Ездил он затем, чтобы обеспечить пополнения запасов ракет из северокорейских арсеналов, в свое время наполненных благодаря "щедрости" Москвы. А в Иране Кремль в свою очередь, по данным прессы, раздобыл беспилотники, поскольку опять-таки российские запасы истощаются.

Ракеты, снаряды и БПЛА – это далеко не единственные "расходники" в войне с Украиной. Поэтому, как пишет NYT со ссылкой на американского чиновника, вероятно Москва надеется приобрести в КНДР и другое оборудование, ввиду того, что обширные санкции спровоцировали дефицит высоких технологий и комплектующих для производства оружия и военной техники.

О чем свидетельствует эта информация о северокорейских ракетах и снарядах на службе у российских оккупационных войск?

Во-первых, о том, что тактика Сил обороны Украины – уничтожать логистику и склады с боекомплектом оккупантов – крайне эффективна.

Во-вторых, нужно оценить сложившуюся ситуацию шире и глубже. Такого рода сотрудничество России и Северной Кореи демонстрирует не только высокий уровень изолированности Москвы от мира, но и системные проблемы в российской военной промышленности, вызванные санкциями и внушительными потерями в живой силе и технике в Украине. Что бы там на форуме "Армия 2022" ни говорили Владимир Путин и Сергей Шойгу.

Что характерно, как отмечает в комментарии NYT военный эксперт Фредерик Каган, Пхеньян поставляет в Россию отнюдь не высокотехнологичный продукт. Речь идет о самых простых 152-миллиметровых артиллерийских снарядах и реактивных — для систем залпового огня.

А это, в свою очередь, дает представление о том, насколько катастрофично положение российского ВПК, неспособного произвести такие простые боеприпасы, причем собственной разработки. Впрочем, Каган полагает, что причина может быть в нежелании или неспособности Путина "мобилизовать российскую экономику для войны даже на самом базовом уровне".

Вероятная закупка боеприпасов в Северной Корее, о которой пишет газета, может означать, что Россия уже сталкивается либо скоро столкнется с острой их нехваткой, а это лишает режим Путина последних надежд на какие-либо успехи в его полномасштабной войне против Украины.

С одной стороны, катастрофическое положение российского ВПК – это безусловный плюс для Украины.

С другой стороны, в арсеналах КНДР предостаточно советских реликтов с устаревшей электроникой. Следовательно украинские защитники, а также мирные жители будут и в дальнейшем подвергаться обстрелам смертоносным металлоломом.

Хотя нужно заметить, что восполнить потери в живой силе Кремлю все же куда сложнее, нежели найти снаряды. А на открытую мобилизацию Путин и Ко по-прежнему решиться не могут. Тем более сейчас, когда, согласно последнему опросу "Левада-Центра", процент россиян, полностью одобряющих войну с Украиной, снизился до 44% — с 53% в марте. Это все еще большая цифра, но нужно понимать разницу между выражением поддержки в качестве диванного воина и непосредственным участием в боевых действиях.

Но, повторимся, сам факт, что Москва нашла какой-никакой источник снарядов и ракет, все же не внушает оптимизма. И пока Киев никак не может повлиять на то, чтобы доступ РФ к этому источнику был закрыт, ведь инструментов влияния на Пхеньян у Украины нет. Ким пошел на сделку с Москвой: началось все с признания "ЛДНР", а затем перешло в плоскость обратного – из КНДР в РФ, а не из РФ в КНДР — военно-политического сотрудничества.

Потому, возможно, имеет смысл сыграть в повышение ставок и зайти с другой стороны, чтобы оказать все-таки влияние на позицию Северной Кореи. В частности, интенсифицировать военно-политическое сотрудничество с Южной Кореей, с которой Пхеньян, как показали последние месяцы, сейчас не намерен пытаться искать точки соприкосновения.

Да, Сеул не остался в стороне во время войны России против Украины. Южная Корея уже выделила $100 млн на каски, бронежилеты, различное оборудование для Украины. Но речь идет не о гуманитарной помощи, а о полноценном сотрудничестве в сфере ВПК – т.е. о совместных разработках, производстве и закупке южнокорейской военной техники. А она есть, весьма качественная – на уровне с той, которая передают нам США, Великобритания, Франция или Польша. Кстати, Варшава после передачи Украине десятков и сотен единиц различной техники и вооружений свою обороноспособность будет укреплять за счет южнокорейских танков K2 Black Panther и САУ K9 Thunder. В общей сложности, поляки до 2025 г. планируют в рамках контракта получить из Сеула 180 танков и 212 гаубиц. Так что нам есть над чем подумать.