Время перемен или популизм? Чего хочет Пашинян от России и Запада
Итак, Никол Пашинян со второго раза, 59 голосами из 105, всё-таки избран премьером Армении. В основном, голосовала за него оппозиция: члены блоков "Царукян" и "Елк", а также партия "Дашнакцутюн". Но и парламентское большинство, Республиканская партия Армении, тоже подкинула премьеру с десяток недостающих голосов: не слишком щедро, но достаточно для избрания. Причиной широкого жеста стал отнюдь не альтруизм республиканцев, а всего лишь выбор меньшего из зол. Повторное неизбрание премьера означало бы роспуск парламента и новые выборы, а взбунтовавшаяся улица не согласилась бы сейчас ни на кого, кроме Пашиняна.
Первым указом нового премьера стал перенос Дня Победы с 9 на 8 мая, и переименование праздника в День скорби и примирения. "Капитуляция была подписана 8 мая. То, что уязвленное самолюбие советских вождей привело к появлению еще одной бумажки на следующий день, не изменило сути события - вся Европа и весь мир празднуют свою победу над нацизмом именно 8 мая, и теперь Армения вместе с ними", - заявил Пашинян.
Жест, что и говорить, красивый. Оправдывающий ожидания если не всех протестантов, втолкнувших Пашиняна в кресло премьера, то уж точно многих из них, а также и потенциальных спонсоров ожидаемых реформ. Очень своевременный жест, потому, что указ вышел 9, и его все заметили, и, одновременно, не затрагивающий никого вот так, сразу, поскольку в этом году 9 мая успели отпраздновать. Словом, Пашинян сделал идеальный политический шаг: увидел возможность - и воспользовался ей. Тем более, что в данной ситуации это ничего ему не стоило.
Итак, новый премьер обладает отличной реакцией, и удачные возможности не упускает, что, несомненно, является плюсом. Но что теперь? Хорошо, Армения будет праздновать 8, а 9 будет рабочий день (а в Украине на это не решились даже через 4 года после Революции Достоинства!). Сделана ясная заявка на европейский курс.
На самом деле всё оказалось ещё интереснее. Примерно через сутки пришло опровержение - нет, не говорил этого Пашинян, и ничего не переносил, День Победы - Днем Победы и остается. Но опровержение прочтут не все. И его тоже могут потом опровергнуть. Это вообще высший класс: две реальности, из которых можно будет выбрать наиболее подходящую. Скажете, нечаянный ляп редакции - кстати, так и не названной? Вот прямо с такой обширной цитатой, как оказалось, целиком выдуманной? Нет, ну, конечно бывает всякое....Но чтобы такое и вот так вовремя - случайно не бывает. Так что, несмотря на опровержение, заявка на европейский курс остается в силе.
Но, чтобы эта заявка была реализована на деле, Армении, как я уже писал, надо выстраивать отношения с соседями, с Азербайджаном и Турцией. Без этого никакие новые курсы работать не будут, и все неизбежно пойдет по старой колее. Нужен компромисс по Карабаху, приемлемый для Баку и Еревана, и отказ от педалирования темы геноцида армян в Турции, в 1915-23 гг. И это ещё сложнее, чем даже может показаться на первый взгляд, поскольку армянам придется выйти из роли вечных жертв. А в Карабахе - там вообще сплошные обоюдные злодеяния, и на каждую претензию Еревана Баку может немедленно привести контрпример. Этот переход от односторонних обвинений к признанию обоюдной вины, взаимному покаянию и примирению, будет для армян крайне сложным. Они просто не готовы к нему психологически.
Немалую роль в этом играют и деятели из многочисленной диаспоры, которых война в Карабахе и изоляция Армении не затрагивают лично, и которые разжигают старую ненависть кто из личной корысти, а кто просто почесывая об неё, как о забор, собственные комплексы. Сможет ли новый премьер вырулить в такой, крайне непростой ситуации, убедительно объяснив армянским гражданам необходимость примирения, и сломав сложившийся у них за - нет, не десятилетия даже, а за века - психологический барьер "мы жертвы - они преступники", который, к слову, оказал решающее воздействие и на развитие событий в Карабахе. Сможет ли он жестко поставить на место провокаторов из диаспоры? А если он все это сможет, и отношения с Баку и Анкарой будут доведены хотя бы до состояния "прохладного мира", ему просто обязаны будут дать Нобелевскую премию...
Итак, что уже предпринял Пашинян и каковы смысловые оттенки его действий?
Прежде всего, разворот "с 9 на 8" при ближайшем рассмотрении выглядит не столь уж радикальным. В конце концов, никто не мешает проводить шествие "Бессмертного полка" и прочие победобесные акции и "по европейскому графику". Можно даже отказаться от использования на таких акциях георгиевских ленточек, вполне сохранив их победобесную и пророссийскую суть. И, кстати, первым главой государства, поздравившим Пашиняна с избранием, стал Владимир Путин. А Пашинян уже сообщил о возможной встрече с Путиным на саммите ЕАЭС в Сочи, 14 мая.
Что касается заявлений Пашиняна до избрания, то он выступал "за всё хорошее и против всего плохого" обещая "углубить" отношения "и с Россией, и с евразийскими партнерами, и с партнерами из ОДКБ, и с Европейским союзом, и с Соединенными Штатами, и с Ираном, и с Грузией, и вообще со всеми партнерами", причем сделать это так, чтобы одно не происходило за счет другого. Если это не популизм в чистом виде - то кто же тогда популисты?
Позиция Пашиняна по Нагорному Карабахе состоит в том, что в переговорный формат с Азербайджаном должны быть включены представителей непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР). На таких условиях премьер готов к диалогу с Баку. Пойдет ли на такой формату Баку, сказать трудно. До сих пор, во всяком случае не шел, да и сейчас не изъявил пока такого желания: официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев посоветовал Еревану "не изобретать велосипед", а просто вести переговоры "при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ на основе существующей повестки для скорейшего урегулирования конфликта".
Впрочем, Баку сделал и дружественный жест. МИД Азербайджана официально разрешил журналистам сопровождать Пашиняна в ходе его визита в Нагорный Карабах, который состоялся 9 мая, хотя в обычное время в Азербайджане относятся к поездкам из Армении в непризнанную Нагорно-Карабахскую республику (НКР) точно так же, как в Украине - к поездкам из России в оккупированный Крым.
Пашинян же дал пресс-конференцию в Степанакерте, в ходе которой заявил, что:
- Несмотря на необходимость исключить военное решение конфликта, " Азербайджан продолжает военные авантюры на линии огня";
- Вслед за международным признанием независимости Карабаха может последовать его объединение с Арменией.
Едва ли подобные заявления могут дать хороший старт для активизации переговоров с Баку. Вариант компромисса, который предлагает Баку - широкая армянская автономия в составе Азербайджана, на что категорически не согласны уже армяне.
С другой стороны - а что ещё мог сказать Пашинян выступая в Степанакерте в ходе своего первого визита в НКР? Ничего другого принимающая сторона просто не была готова услышать . Зато Пашинян поговорил обо всем хорошем. Он сообщил, что рассчитывает добиться отмены виз для поездок граждан Армении в страны ЕС, а что касается ЕАЭС, то "мы должны сделать все, чтобы товарооборот вырос, чтобы граждане почувствовали эффект, и российские граждане, и Армении". И вообще, "мы ждем от армяно-российских отношений только положительный эффект".
Непросто все обстоит и в отношениях с Анкарой, хотя тамошний тупик и не выглядит столь же безнадежным, как карабахский. Турция была одной из первых стран, признавших независимость Армении после распада СССР в 1991 году. Но дипломатические отношения так и не были установлены - все уперлось в проблему признания Турцией геноцида армян. Ситуация повторяет карабахскую: Турция готова конструктивно обсуждать вопрос, предлагает создать совместную комиссию для изучения событий начала 20 века, когда погибали и армяне, и турки, а армянская сторона требует признания геноцида без каких-либо альтернатив. При этом, и армянская диаспора, и Армения продолжают добиваться признания геноцида армян в различных странах мира; иной раз и успешно, что не может не раздражать Анкару. Но такие успехи носят ограниченный характер, и являются скорее моральными победами Еревана. С точки зрения международной Конвенция о предотвращении геноцида, подписанной, в том числе, и Арменией, признание этнических преступлений геноцидом относится к компетенции суда в Гааге. Но ни Армения, ни армянская диаспора туда не обращалась, по причине отсутствия у такого дела каких-либо перспектив в рамках существующей доказательной базы. А другие международные суды в которых армянская диаспора пыталась поднять этот вопрос, неизменно ей отказывали.
Из-за отсутствия дипломатических отношений легальных экономических связей между странами практически нет, а то немногое, что есть, идет, в основном, через Грузию. С 1993 года Турция блокирует границу с Арменией, мотивируя это оккупацией азербайджанских районов армянскими войсками и обещая открыть границу при условии, что Армения прекратит добиваться международного признания геноцида армян и выведет войска из зоны конфликта в Нагорном Карабахе.
Но, одновременно, значительное число армян работает в Турции нелегально. При всех недостатках положения нелегала это оказывается лучшим вариантом, чем сидеть без работы в Армении. В Стамбуле также проживают порядка 40 тысяч армян-граждан Турции, а в турецком правительстве случались даже министры - армяне, что невозможно в Азербайджане.
И, наконец, о деньгах. Председатель Армянского национального комитета Америки (АНКА) Раффи Хампарян обратился к главе Госдепа США Майку Помпео с призывом рассмотреть выделение Армении гранта в $140 млн. по линии корпорации "Вызовы тысячелетия", созданной в 2004 году в рамках программы Госдепа для развития экономики беднейших стран мира, на поддержку реформ, о которых говорил Никол Пашинян - в частности, на программы в области науки, искусства, образования и информационных технологий. Ранее, в период с 2006 по 2011 годы, "Вызовы тысячелетия" уже выделяли Армении финансовую помощь более чем на $200 млн. Но тут уж, кто старое помянет...
Суммируя сказанное, попробуем ответить на вынесенный в заголовок вопрос.
Несомненно, Армения устала от безысходности нынешней ситуации, и обещания Пашиняна - ответ на запрос уставших, обещание скорого рая, то есть, неизбежный популизм. Но, с другой стороны, виден и расчет на то, что расслабившиеся от победы в "Революции любви" активные граждане Армении попросту махнут рукой на некоторый отход их избранника от твердых, но цементирующих нынешнюю ситуацию принципов, обменяв их на перспективы улучшения. Правда, выполнить весь набор обещаний Пашинян не сможет, это нереально. Решение о том, куда свернуть на развилке между Россией и Западом ему принимать придется, и, очевидно, это решение ещё не принято.
Делая реверансы одновременно в сторону Москвы, Брюсселя и Вашингтона, новый премьер фактически объявляет тендер на самую эффективную помощь в решении наиболее острых армянских проблем. Победителю конкурса Армения и достанется. Насколько ее можно будет назвать завидным призом - вопрос уже другой.