• USD 41.9
  • EUR 43.6
  • GBP 52.9
Спецпроекты

Четыре дня по шесть часов. Как мечту финского премьера выдали за руководство к действию

Финляндия не вводит 6-часовой рабочий день и 4-дневную рабочую неделю. Но фейк продолжает победное шествие по миру
Премьер-министр Финляндии Санна Марин. Фото: Getty Images
Премьер-министр Финляндии Санна Марин. Фото: Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Эта новость прошла по всем европейским СМИ.

"Новый премьер-министр Финляндии, 34-летняя Санна Марин, объявила о планах ввести четырехдневную неделю", - написала The Guardian. "Новый премьер-министр Финляндии требует четырехдневной рабочей недели", - это уже Independent. "Премьер-министр Финляндии требует четырехдневной рабочей недели и шестичасового рабочего дня", - сообщил британский телеканал ITV. Аналогичные информации разместили TheSun, DailyMail, и множество других известных изданий. В течение 12 часов тема вышла в топ новостей по всему миру.

Казалось бы, такое количество СМИ не могут публиковать очевидный фейк. И, тем не менее, все они его опубликовали. Новость оказалась ложью, причем эта ложь возникла буквально на пустом месте. Финская история 6/4, назовем ее для краткости так, - не проходила даже по ведомству предвыборных обещаний, таких, как, к примеру "зарплаты учителям в 4000 евро в месяц" - любимая фишка кандидата в президенты Владимира Зеленского.  Так вот, финны не достигли пока щедрости, размаха и остроумия Квартала 95 и 6/4  не была включена в политическую программу правительства Финляндии. Источники в правительстве, шокированном новостью, поспешили сообщить, что таких планов не было в прошлом, нет сейчас и на обозримое будущее тоже нет.

Словом, родившись в понедельник утром, новость была опровергнута уже в понедельник вечером, притом, вполне официально. Опубликовали ли СМИ, растиражировавшие фейк, его опровержение? Разумеется, нет.  Более того, фейк продолжает распространяться по миру. И это не сознательная информационная диверсия, а всего лишь слух, круги от камешка, брошенного в воду.

Как же родилась дезинформация?

В августе 2019 года актив Социал-демократической партии отмечал в Турку 120-летие организации. Было тепло, и было немало выпито, и совсем не кока-колы или минералки. Выпив, участники торжества спели хором под духовой оркестр Рабочей ассоциации Турку. Затем тогдашний премьер-министр Антти Ринне  выступил с речью, а там пришло и время для группового обсуждения.

Здесь надо отвлечься и обратить внимание на глубоко верный подход к делу, принятый у финских социал-демократов: сначала неофициальная часть, а потом уже о делах. Это очень рационально. С одной стороны, такой подход не позволяет неофициальной части принимать безобразные формы, поскольку все знают, что предстоит общая дискуссия. С другой - дискуссия, несомненно, принимает более живой и творческий характер, хотя кто-то возможно и скажет, что, мол, это "у них, у финнов древняя культура, а наш народ чуть что за арматуру". Но это не повод для отказа от попыток перенять финский опыт.

Реклама на dsnews.ua

Во-первых, это было написано все-таки о другой, чужой культуре, которая, правда, в последнее время сильно теснит нашу. Во-вторых, взяв на вооружение опыт чужих, о которых это написали, арматуру можно изымать, пропуская гостей через рамку на входе. В-третьих, хотя проблема вытеснения культуры арматурой существует и у нас, но существует она сама по себе, вне зависимости от перемены мест официальной и неофициальной частей, в чем легко убедиться, посмотрев репортажи из Верховной Рады.  

Но вернемся к рождению фейка. Среди участников обсуждения были Санна Марин, в настоящее время премьер, а тогда министр транспорта, далее, министр по европейским делам Титти Туппурайнен, министр развития и торговли  Вилле Скиннари  и партийный секретарь СДП Антти Реннхольм. Они сидели под навесом, на приподнятой сцене, украшенной фикусом в горшке и баннерами СДП. Модератор задавал вопросы, а участники обсуждения свободно парили мыслью, строя планы и воздушные замки. Почему бы и нет? В конце концов, мероприятие было посвящено празднованию 120-летней истории партии, а не презентации партийной программы. Тем более, что пожелания СДП практического характера уже были включены в правительственную программу, которую Антти Ринне представил всего два месяца назад.

И вот, в какой-то момент, Санна Марин высказала мысль - о том, что производительность в Финляндии может выиграть либо от четырехдневной рабочей недели, либо от шестичасового рабочего дня. Еще раз: либо от одного - либо от другого, а не от того и другого одновременно.

Эта мысль так понравилась Марин, что она написала об этом в своем Twitter, но, тоже подчеркнув, что сокращение рабочего времени - это, конечно, мечта СДП, но реальность не позволяет пока сделать ее официальной государственной политикой. Финская Ilna-Sanomat  доброжелательно опубликовала ее твит, приведя точную цитату и снабдив заголовком-комментарием  "Возможно, сегодняшняя утопия станет реальностью в будущем". Твит был опубликован без искажений, и в нем ясно было сказано, что прямо сегодня или завтра уменьшить рабочий день не удастся. Но в будущем, по мере роста производительности труда, вероятно, будет возможен выбор: короткий 6-часовой рабочий день или три выходных  в неделю.

История забылась. Однако вначале декабря Марин стала премьером, и СМИ густым бреднем прошлись по ее старым выступлениям, пытаясь отразить путь наверх, пройденный "скромной девушкой из Тампере". Кормление грудью дочери и воспитание в однополой семье раскопали практически все, но Патриция Хубер из Kontrast копнула глубже - и раскопала эту, уже довольно старую к тому времени историю, снабдив ее замечательным заголовком "Премьер-министр Финляндии Санна Марин хочет 4 дня в неделю и 6 часов в день". Вот все-таки никто не напишет о женщине так тепло и с таким пониманием, как другая женщина.

Именно в этот момент и родился фейк. Хубер сконструировала его из трех элементов. Во-первых, она сместила акценты, написав, что в своем августовском выступлении Марин потребовала значительно сократить рабочее время. Во-вторых, цитируя Марин, причем, подчеркнув, что ее выступление носило характер требования, Хубер заменила "или" на "и": "4-дневная неделя и 6-часовой рабочий день. Почему это не должно быть нашим следующим шагом? Действительно ли восемь часов - последняя правда? Я думаю, что люди заслуживают того, чтобы проводить больше времени со своей семьей, любимыми, увлечениями и другими аспектами своей жизни, такими как культура. Это может стать следующим шагом в нашей трудовой жизни".

Наконец, в-третьих, она "пришила" к цитате Марин обширные рассуждения о том, что вот, мол в Швеции завод Тойота в Гетеборге еще в 2003 году перешел на более короткие рабочие дни с полной заработной платой, а в доме престарелых в том же Гетеборге в 2015 году сократили до шести часов в день рабочее время для персонала, с сохранением полной заработной платы. При этом, исследование 2017 года показало, что сотрудники стали счастливее, здоровее и продуктивнее (вероятно, продуктивнее - в плане отдачи на работе, хотя ассоциации, используемые Хубер явно какие-то однотемные).

И еще, как утверждает Хубер, расходы не стали больше. Найм дополнительных сотрудников привел к увеличению налоговых поступлений и снижению расходов на пособия безработным, а сокращение рабочего для - к уменьшению расходов на оплату бюллетеней и пенсий по инвалидности (ничего себе у них там работка, в этом доме престарелых - что ж там за контингент такой подобрался?). 

Но оставим пока риск инвалидности. Здесь всплывает вопрос поинтереснее: не странно ли, что при такой очевидной выгоде от снижения рабочего дня администрация дома престарелых остановилась на шестичасовой отметке и не двинулась дальше?

Разумеется, это была манипуляция фактами, в самом чистом и очевидном виде. Гетеборгская Тойота в 2003 году просто провела реорганизацию, увеличив скорость сборочного конвейера - и интенсивность эксплуатации морально стареющего оборудования. То есть, рабочие стали трудиться больше, и, по настоянию профсоюза, их рабочий день был пропорционально уменьшен.

Примерно та же история произошла и в доме престарелых, где возросло число клиентов, а площади остались прежние. И, чтобы персонал не толпился густо в помещениях, было принято решение увеличить нагрузку на него, исходя из большего числа клиентов, компенсировав это меньшим рабочим днем.

Итак, никакого прорыва в светлое будущее, где рабочий день сократят до пяти минут, а рабочую неделю до одного дня, не произошло. Речь шла всего лишь об оптимизации рабочих процессов, которая касалась отдельных, конкретных случаев, а не всей Швеции в целом.

Но фейк пошел в жизнь и в рост, и 2 января 2020 года брюссельская "Новая Европа" опубликовала статью Зои Дидили  "Премьер-министр Финляндии Марин призывает к 4-недельному и 6-часовому рабочему дню в стране". Статья, по сути, популярно пересказывала статью Хубер, и уже вполне категорично утверждала, что "в соседней Швеции, где 6-часовой рабочий день уже существует с 2015 года, результаты показали, что сотрудники были счастливее, богаче и продуктивнее, поскольку им все еще платили полностью, а клиенты были более довольны".

После этого волна перепечаток понеслась по всему миру. Она уже не остановится, до тех пор, пока не обогнет Землю раз эдак пять, а ее отголоски будут слышны еще много лет, и наверняка перекочуют в какие-нибудь академические работы, авторы которых укажут, что вот, еще в далеком 2019 году, выдающийся деятель социал-демократического движения маленькой Финляндии, смело провидя будущее... Ну, в общем вы поняли. Причем, что немаловажно, наукообразные академические труды живут вечно, и заблуждения, канонизированные в них, успешно переходят с глиняных табличек на папирус, затем на пергамент, на современную бумагу и на электронные носители, выдерживая многократный перевод на любые языки мира.  И с этим ничего нельзя поделать. Потому, что никакие опровержения не заставят сотни миллионов людей усомниться в том, что можно жить, получая большие деньги, и почти не работать - если уж о такой замечательной возможности высказалась премьер-министр целой страны. Ведь главная мечта их жизни просто не может не сбыться. И если даже этого не случится рядом с ними - это обязательно случится хотя бы в одной отдельно взятой Финляндии, далекой и загадочной стране чудес.

Разумеется, мечта - право каждого. Для тех же, кто предпочитает суровую реальность, у меня плохие новости. Уровень информационного шума растет, и отсеивать фейки становится все сложнее. Тем не менее проверка на адекватность информации все еще возможна. Она не дает гарантий - но чаще срабатывает.

Проверка проводится в два этапа. Сначала добираемся до первоисточника - тем более, что в эпоху электронных СМИ, автопереводчиков и поисковиков это обычно возможно.  Если источника нет или он сомнительный - перед нами, скорее всего, фейк. Если источник есть - включаем простой здравый смысл.

Впрочем, в случае финского 6/4 хватило бы и одного здравого смысла.

    Реклама на dsnews.ua