• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

28 еврогероев. Отчего при взгляде на список Politico вспоминаются "герои-панфиловцы"

Рейтинг от Politico 2024 года могут визировать уже в Кремле, а самым влиятельным человеком Европы станет Путин. Но говорить об этом не хочется. Лучше скормить читателям что-нибудь ненавязчиво-сладенькое.

Дональд Туск
Дональд Туск / Фото из открытых источников
Реклама на dsnews.ua

Нынешнее издание ежегодного рейтинга 28 самых влиятельных людей Европы от Politico в Украине стало сенсацией-однодневкой и естественным поводом для стеба, но не было серьезно отрефлексировано. А жаль.

Структура рейтинга проста. Помимо "самой влиятельной персоны", список разделен на три категории — "деятели", "нарушители" и "мечтатели". По утверждению авторов, каждая из них "представляет свой тип власти".

Самым влиятельным в Европе был назван лидер Европейской партии Польши Дональд Туск, который может стать премьером, в новом правительстве —  но может и не стать, поскольку правительство возможно только коалиционное. Это похоже на награждение Обамы Нобелевской премией мира, за то, что черный, хотя, по версии Норвежского Нобелевского комитета, его наградили за вклад в "укрепление международной дипломатии и сотрудничества между людьми". Но, помня о том, что оставила после себя обамовская администрация, утратившая связь с реальностью, об этой формулировке лишний раз лучше не вспоминать.

Туск, конечно, не Обама, и осознаёт, что нависает над Польшей, и над всем Западом, отделенное от него — пока ещё отделенное, — сражающейся Украиной. И даже с тем, что он и сейчас, в процессе формирования коалиции, смотрится в Европе самым влиятельным, можно согласиться, хотя и с оговоркой: речь идет о выраженном желании влиять, а не о реальных возможностях. Возможности были у Шольца, но он отказался от них, заблокировав передачу Украине дальнобойных ракет, поскольку пришел в ужас от возможности удара ими по территории России. Туск, в отличие от Шольца, хочет влиять – но сможет ли? Неизвестно даже, справится ли он хотя бы с блокадой польско-украинских КПП.

Реклама на dsnews.ua

Но тогда возникает вопрос: как воспринимать высокий рейтинг Туска? Поздравить ли его, или ужаснуться тому, что собой представляют европолитики, если Туск среди них самый влиятельный? Напомню, что на парламентских выборах 15 октября "Гражданская коалиция" Туска заняла лишь второе место, набрав 30,70%, слегка подвинув правящую "Право и справедливость" с 35,38% голосов, и создав предпосылки для формирования коалиционного правительства. Которое, если оно будет сформировано, даст надежду на косметическую либерализацию Польши, но не более того. Ведь и ПиС, с её 35,38%, и откровенно промосковская и антиукраинская "Конфедерация свободы и независимости", организовавшая блокаду на границе, и набравшая 7,16%, никуда не делись.

Что же до блокады границы, инспирированной и оплаченной Москвой, то она даёт пример борьбы с европейской либеральной демократией, которую Кремль успешно ведет с помощью демократических процедур. Таких примеров за последние годы набрались сотни, так что они стали обычной кремлевской тактикой. Но секрет её успеха вовсе не во врожденной уязвимости демократии, а в импотентности европолитиков. Европа уже почти век не в силах противостоять популистам, и пасует перед Орбаном так же, как раньше перед Гитлером. Будущие диктаторы идут к власти, манипулируя демократическими процедурами, а либеральные демократы не в силах ни выставить у них на пути барьеры и цензы, ни подавить силой попытки незаконного давления. Тот, кто сумеет переломить эту ситуацию, реализовав настоящую либеральную демократию – как власть не "большинства меньшинств", бесконечно толерантных (но только в теории) к порокам и уродствам друг друга, а образованного и ответственного меньшинства, умеющего проецировать на большинство свою волю, и станет первым по-настоящему влиятельным политиком современной Европы. Можно пожелать Туску достичь такого успеха, но нет пока признаков того, что таким политиком станет именно он.

Загадочная Мелони и … пустота

В номинации "деятели" победила Джорджия Мелони, которую авторы рейтинга назвали "хамелеоном". Вступление Мелони на пост премьера Италии вызвало мрачные ожидания у сторонников противостояния антизападному напору Кремля, числившими её в одном ряду с Робертом Фицо, Виктором Орбаном, "Альтернативой для Германии", Гертом Вилдерсом и Дональдом Трампом. Некоторые основания для этого были: Мелони выступала против санкций за аннексию Крыма в 2014, а, в 2018, поздравила Путина с "переизбранием", назвав его "однозначной волей русского народа". И даже в 2022, правда, ещё до начала полномасштабного вторжения, заявила в одном из интервью, что Италии нужен "светский мир с Россией", заодно обвинив Байдена, администрация которого предупреждала о скором нападении, в "использовании внешней политики для прикрытия проблем, которые у него есть дома".

Но после вторжения Мелони раскритиковала "неприемлемую крупномасштабную войну путинской России против Украины" и развернулась прочь от России. Анализ причин такого разворота, безусловно, был бы интересен, но авторы Politico таких объяснений не дают. Анализ вообще не по их части, они поют о том, что видят — впрочем, не упуская из виду и конъюнктуру. Так что пять мест следом за Мелони заняли Урсула фон дер Ляйен – "могущественный президент Еврокомиссии", Эммануэль Макрон, который "фактически управляет Францией посредством указов", Андрей Ермак "вдохновитель усилий Киева по взаимодействию с развивающимися странами в попытке вырвать их из теплых (и богатых нефтью) объятий президента России Владимира Путина" и Реджеп Эрдоган "коварный политический деятель, который после неудачного переворота 2016 года становится все более авторитарным, и извлек максимальную пользу из двух геополитических кризисов: полномасштабного вторжения России в Украину и войны между Израилем и Хамасом".

От такой глубины анализа солидного политического издания (без кавычек, большинство европейских политических изданий много хуже) становится грустно, но это ещё не днище. Номер шесть – Марош Шевчович (кто же его не знает, но, чур, не гуглить!), семь — Марин Ле Пен, которая "вполне может стать следующим президентом Франции" (на самом деле нет), восемь – Кристин Лагард и девять — Кейр Стармер (не гуглить!). Определенно, деятели в Европе в большом дефиците – впрочем, мы и так об этом знали. Хотя, не исключено, что часть мест в рейтинге просто продали ("так любой напишет – а ты так продай").

А что у нас с нарушителями?

Вся сила в Набиуллиной

Первое место в списке "нарушителей" (disrupters) заняла председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина – "главный технократ, поддерживающий военную машину президента России Владимира Путина". Сам Путин в список не вошел — очевидно, не влияет, не деятельный, не разрушает, не мечтает, а, возможно, и не в Европе. Зато Набиуллина, как оказалось, неоднократно спасала рубль и удерживала экономику страны на плаву. Вот оно что. Мы-то думали, что дело в неспособности западных политиков, менее влиятельных чем Туск, добиться работающих санкций, или хотя бы самим, в их собственных странах отказаться от закупки ключевых товаров российского экспорта. А также перекрыть импорт в Россию комплектующих, из которых собирают ракеты и дроны для ударов по Украине. Мы предполагали, что именно поэтому путинская экономика, несмотря на санкции, растет, Москва ломится от денег, и стала жить заметно лучше даже на уровне среднего москвича, ну, а, провинция… А что провинция? Она в России всегда была нищей и депрессивной, зато исправно поставляла на убой пушечное мясо, что делает и сейчас. Экспортные доходы России, поверх всех санкций, минимум вдвое превышают её расходы на войну, в ракетах используется электроника западного производства, руководители военных корпораций и их родня не под санкциями, и прекрасно чувствуют себя на Западе. Почти в половине регионов России построены полукустарные цеха по сборке дронов из западных и китайских комплектующих, которые есть на что закупить, и которые попадают в Россию невзирая ни на какие санкции, с общим объёмом выпуска готовых дронов до 25 тысяч в месяц.

Иными словами, страны Запада, и, в первую очередь, страны ЕС, по факту провалили финансовую, экономическую и технологическую изоляцию России. Причина — крайняя импотентность западных политиков, о чём уже было сказано выше. Но, как оказалось, проблема российской устойчивости и способности продолжать агрессию, вовсе не в этом. Во всём виновата Набиуллина – спасибо Politico, теперь и мы это знаем.

Следом за Набиуллиной выстроились Карлос Пучдемон, Виктор Орбан, Анналена Бербок, которая "продолжает оттачивать свой воинственный стиль внешней политики , жестко высказываясь о китайских репрессиях и не уклоняясь от того, чтобы называть Си Цзиньпина диктатором" (и как это переживет Си, он же уже довольно пожилой человек?), до этого схлестнулась на пресс-конференции с коварным Сергеем Лавровым и вышла победителем (но Лавров выжил), а также поддерживала отправку в Украину танков; Манфред Вебер, лидер Европейской народной партии, поддержавший строительство пограничной стены ЕС и мораторий на новые "зеленые" законы, угрожающие ростом цен на продукты питания; Том Ван Грикен, Йовите Нелюпшене (тут тоже не гуглите — вспоминайте!), грузинский прокремлевский олигарх Бидзина Иванишвили, который "выталкивает Тбилиси из зала ожидания ЕС в лапы Кремля" (а те, кто голосует за "Грузинскую мечту", которую контролирует Иванишвили, обеспечивая ей большинство в парламенте, значит, не выталкивают?) и, наконец, Бьорн Хёке, лидер АдГ в земле Тюрингия, с девизом "ЕС должен умереть, чтобы истинная Европа жила".

По справедливости, Хёке должен был бы разделить своё место с Захрой Вагенкнехт, или даже уступить его ей. Но есть нюанс. Хёке, хотя и признанный официальным правым экстремистом (тут вспоминается Швейк с его "я официальный идиот") опасности для властей ФРГ не представляет, напротив, он, скорее удобен как клапан для сброса накопившегося раздражения. Зато Вагенкнехт вполне способна преподнести на ближайших выборах крайне неприятные сюрпризы. В этот момент становится понятен принцип, по которому авторы Politico составляли свой список из 28 европейских героев. На фоне крайне неблагополучной ситуации, находящейся по многим позициям на грани провала, им нужно было нарисовать хотя бы минимально оптимистичную картину. В точности как авторам мифа о "28 героях-панфиловцах", 82-летие полностью выдуманного подвига которых недавно праздновали в России.

Третья, и последняя номинация, "мечтатели", с Владимиром Зеленским во главе, полностью подтверждает это впечатление.

Зеленского авторы рейтинга поставили в один ряд с Уинстоном Черчиллем, Мартином Лютером Кингом и Нельсоном Манделой. Желающие могут представить себе общение этой четверки, если бы её, преодолев временные и сословные барьеры, удалось собрать вместе. Есть подозрение, что новость о том, кто стал европейским мечтателем №1, уровня Черчилля и Кинга, и добила старика Киссинджера, но это уже к слову. Куда интереснее сопоставить портрет Зеленского, нарисованный авторами Politico, на котором он "вдохновлял украинцев продолжать сопротивление попытке полномасштабного вторжения России", с его реальным образом, особенно в динамике. Впрочем, и это не самое интересное. Самое интересное – изящное передергивание авторов, переходящее в плавный слив, когда речь заходит о помощи Украине. Сначала "риторические усилия", предпринятые Зеленским, окупились: "западные союзники предоставили финансовую помощь и все большее количество современного вооружения – от танков до истребителей" (а вот насчет истребителей, это уже, как говорилось в известном романе, "случай так называемого вранья"). Но затем мир оказался "отвлечен новой старой войной на Ближнем Востоке", украинцы "измотаны двумя годами сражений", европейцы ощутили "кризис стоимости жизни, который угрожает ограничить их щедрость духа ради людей, отдающих свои жизни, чтобы сдержать силы президента Владимира Путина", а политики ЕС "начинают опасаться последствий для их прибыли и бюджета блока" от получения Украиной доступа к рынку Евросоюза. Заметьте, ни слово "слив", ни фраза "никто вас в ЕС не пустит" не прозвучали явно, но определенно читаются за доброй улыбкой авторов Politico.

Сгладить неприятное впечатление должен список мечтателей второго ряда. В него вошли Алексей Навальный, Жеральд Дарманен (да гуглите уже, что ж поделать), глава Европарламента Роберта Мецола (из статьи непонятно, о чем она мечтает), Мэри Лу Макдональд, председатель партии Шинн Фейн, которая мечтает об объединении Ирландии (это что, ещё один намек на реальные перспективы Украины?), президент Чехии Петр Павел, который мечтает о мире на украинских условиях, что, впрочем, не помешало Чехии обратиться к властям ЕС с просьбой снять запрет на импорт российской стали, президент МОК Томас Бах, мечтающий остаться на своей должности пожизненно, один из лидеров Brexit, ныне ведущий британского канала GB News, Найджел Фарадж, мечтающий "изобрести себя заново", и, наконец, испанская футболистка Дженни Эрмосо, мечтающая покончить с сексизмом в спорте. Если вы прочтете все эти истории, то, скорее всего, забудете об Украине.

В этом-то и соль. Потому, что на самом деле все далеко не так мило, как об этом пишет Politico, в том числе и в Европе. Помощь Украине несмотря на громкие заявления, непрерывно сокращается. Европа не смогла, а еще больше не захотела мобилизоваться для полномасштабной поддержки Украины в борьбе с агрессором. Даже довольно скромные обещания остались не выполненными. ЕС, и Запад в целом, насколько можно судить и не планировали дать Украине шанс победить.

Не удивительно, что мечты Путина, хотя его и нет в списке, вплотную приблизились к осуществлению. Настолько близко, что рейтинг от Politico 2024 года могут визировать уже в Кремле. А самым влиятельным человеком Европы будет Путин, разумеется. Уж он-то справится с этой ролью, если дорвется.

    Реклама на dsnews.ua