• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

20 млрд вместо 50. В Евросоюзе договариваются о плане Б для Украины

По информации прессы, ЕС рассматривает план поддержки Украины, который Виктор Орбан заблокировать не сможет

Реклама на dsnews.ua

14-15 декабря состоялся саммит Европейского Союза, в ходе которого представители стран-членов в Евросовете, напомним, одобрили начало переговоров с Украиной о вступлении, которое не было заблокировано премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном после размораживания Брюсселем 10 млрд для Будапешта. Впрочем, Орбан все же заблокировал утверждение Ukraine Facility – пакета помощи для Украины на сумму 50 млрд евро в период с 2024 по 2027 гг.

Решение по этому пакету будет вновь рассматриваться на саммите ЕС уже 1 февраля следующего года, то есть на переговоры Евросоюза с Орбаном больше месяца. И он, очевидно, потребует размораживания оставшейся суммы (23 млрд евро), которые должна была получить Венгрия, если бы не многочисленные нарушения прав и свобод человека, СМИ, а также ценностей Евросоюза.

Впрочем, даже в случае продолжения демарша венгерского правительства наши партнеры в ЕС декларируют намерение утвердить Ukraine Facility. В частности, о том, что соответствующее решение будет принято накануне уверенно заявил глава украинского МИД Дмитрий Кулеба.

Это во-первых. Во-вторых, по информации британской газеты Financial Times, Брюссель также подготовил альтернативные планы финансовой поддержки Украины, позволяющие проигнорировать вето Будапешту.

Речь идет о 20 млрд евро, которые в ЕС, по словам должностных лиц-источников FT, намерены привлечь путем использования структуры долга. Если проще: страны-участники получат гарантии общего бюджета Евросоюза. Таким образом, Еврокомиссия получит возможность ссудить в следующем году 20 млрд евро на рынках капитала.

Другой вариант: использование еще в текущем году структуры финансирования, через которую Украина получила от ЕС дешевых кредитов на сумму 18 млрд евро.

На самом деле схема из 20 млрд евро не является новацией. Подобная использовалось Евросоюзом во время пандемии Covid-19 в 2020 г. и получило название SURE. Ее суть заключалась в поддержке стран-членов с целью уменьшения рисков безработицы. То есть, Брюссель предоставлял дешевые кредиты для поддержки граждан, чтобы они не потеряли работу; для поддержки домохозяйств и т.д. SURE была частью общего пакета поддержки компаний и работников на сумму 540 млрд евро, из которых непосредственно на SURE было выделено 100 млрд. А из этих 100 млрд четверть – 25 млрд евро – аналогично были поддержаны странами-гарантами.

Реклама на dsnews.ua

Одобрит ли ЕС такую схему для Украины

Прежде всего, стоит заметить весьма непростое обсуждение бюджета ЕС на 2024-2027 гг., в рамках которого Еврокомиссия в октябре, в частности, предложила выделить 100 млрд евро на помощь Украине, миграционные вопросы (например, поддержка беженцев в Турции и Западных Балканах), погашение долга в рамках программы постковидного восстановления, а также на административные выплаты и на возможные кризисы. Половину этой суммы, напомним, по предложению ЕК, должна получить Украина.

А непростой дискуссия была из-за стремления ряда стран (Франции, Германии, Нидерландов, Бельгии и т.п.) уменьшить часть расходов. Но! Но непосредственно помощь Украине не вызвала возражений у лидеров ЕС. Почти все они поддержали выделение 50 млрд евро, кроме, конечно, Виктора Орбана.

Еще один немаловажный момент. Возвращаясь к альтернативному плану, о котором сообщила FT, отметим определенный скепсис по отношению к нему, ведь 20 млрд евро могут предоставить только в качестве кредитов, пусть и под низкие проценты. В отличие от пакета на 50 млрд евро, в который также входит грантовая помощь.

На самом же деле на гранты в этом пакете предусмотрено лишь 17 млрд евро, что является одной из причин поддержки его странами-членами ЕС. Остальные 33 млрд евро – это такие же кредиты под низкие проценты. Хотя не исключено, что Украина получит и грантовую помощь, но уже посредством двусторонних соглашений с отдельными государствами Евросоюза.

Во-вторых, возникает еще вопрос готовности членов Евросоюза стать гарантами, то есть де-факто кредиторами под гарантии общего бюджета ЕС. Не повлияет ли оно на них? Рискнут ли они потратить несколько миллиардов каждая в надежде на дальнейшее возмещение из бюджета ЕС или от Украины?

И здесь заметим, что соответствующие риски могут быть нивелированы несколькими путями: за счет реструктуризации долгов, новых заимствований Украины, новых пакетов финансовой помощи от наших партнеров, в частности от США и ЕС в следующем году, дискутируемых сейчас — $61 млрд и 50 млрд евро соответственно.

Плюс сейчас значительно усилились дискуссии по использованию замороженных активов России для поддержки Украины. Речь идет и о доходах от этих активов, которые могут составить до 3 млрд. евро в год. И собственно газета The New York Times 21 декабря сообщила, что администрация Джо Байдена на фоне проблем с утверждением финансирования помощи для Украины в Конгрессе начала "срочные переговоры" с союзниками по использованию арестованных активов России на сумму свыше $300 млрд.

Не исключено и то, что 1 февраля Орбан все же уступит, поскольку получит размороженные 23 млрд евро или четкое обещание ввести новые санкции в отношении Будапешта, вплоть до лишения права голоса согласно Лиссабонскому договору. Ну, или канцлер ФРГ Олаф Шольц вновь предложит венгерскому премьеру пойти попить кофе на время принятия решения. В любом случае, информацию FT об альтернативе в размере 20 млрд евро следует воспринимать положительно, поскольку это свидетельствует о стратегическом планировании ЕС на перспективу и о рассмотрении различных сценариев.

    Реклама на dsnews.ua