Спуфинг сигналов GPS. Как Россия слепит американские бомбы
Одна сторона работает над улучшением технологий, а вторая вынуждена опираться на регресс и гордится этим
"Не можешь приобщиться к миру высоких технологий, сожги этот мир" - фактическая российская идеологема, распространяющаяся на многие и многие сферы деятельности. И в ведении Россией гибридной, да и негибридной тоже, войны, похоже, входит в число ключевых. В качестве иллюстрации можно привести применение устройств для спуфинга (подмены) сигналов GNSS - глобальной спутниковой системы навигации, в которую входят американская система GPS, китайская BeiDou, европейская Galileo и российская ГЛОНАСС. Спуфинг не требует особых материальных и интеллектуальных затрат. Специальные устройства с легкостью можно приобрести в сети.
Плюс ко всему на руку россиянам сыграло и то, что, как рассказал "Голосу Америки" президент Фонда защиты навигации Дейна Говард, характеристики GPS хорошо известны и доступны для совершенствования "практически любым техником". Это, с другой стороны, является недостатком системы. "Потому что характеристики сигнала хорошо известны - их легко имитировать. Также из-за того, что сигнал поступает из космоса, он имеет очень низкую мощность, поэтому кто на земле может легко запрограммировать радио, чтобы оно имитировало сигналы GPS. Они начинают с сигнала, который является менее мощным, чем GPS, и усиливают сигнал постепенно, чтобы приемник в регионе считал, что это даже лучше сигнал GPS и заменил его, запутав того, кто принимает сигнал", - пояснил специалист.
Россия же, согласно отчету Международного центра обороны и безопасности за 2017 г. авторства экс-директора АНБ Майкла Хейдена, "вложила значительные средства" в такие возможности радиоэлектронной борьбы. Хейден предупреждал, что "развитие потенциала электронной войны в вооруженных силах России создаст серьезную проблему для надлежащего планирования и осуществления обороны НАТО стран Балтии и всего восточного фланга НАТО в случае нападения России".
Так оно и оказалось, ведь соответствующие устройства и технологии, судя по всему, применялись Россией для дезориентации и глушения сигналов GNSS фактически без вреда для ГЛОНАСС, поскольку она, по сути, не работает, во время учений НАТО Trident Juncture на территории Норвегии и Финляндии, близ границ РФ, а также российско-белорусских маневров "Запад 2017". Как известно, вмешательство россиян в работу спутниковых систем навигации спровоцировало серьезный дипломатический скандал, сопровождавшийся резкими заявлениями Скандинавских стран, НАТО, США и вызовами "на ковер" российских дипломатов. Недовольство союзников легко объяснимо, ведь игры россиян в спуфинг не только у себя дома, например, у стен Кремля, а за границами государства, представляют угрозы для безопасных полетов гражданской и военной авиации.
Между тем Россия наследила не только у своих северо-западных границ, но и в других - стратегических для Москвы - регионах. В оккупированном Крыму и Черном море, которое Москва стремится превратить в свое внутреннее озеро. Причем такая деятельность РФ имеет уже далеко не спорадический, а регулярный характер. По словам Говарда, служившего в регуляторе морской навигации США, он "годами слышал различные сообщения о странных вещах, которые происходили в российских водах с GPS". Но надежных данных до 2017 г. у них не было, добавил Говард. Логично, что профильные специалисты в Штатах заинтересовались этими аномалиями, учитывая текущее поведение РФ на геополитической арене, и решили докопаться до сути. Результатом стал отчет вашингтонской неправительственной организации C4ADS, которая зафиксировала 9883 случая применения технологий для дезориентации GNSS с февраля 2016 г. и по ноябрь 2018 г., когда было завершено исследование. Оно базируется на 12 месяцах работы по анализу данных GNSS из нескольких источников: систем автоматической регистрации маршрута на судах (AIS); низкоземельных спутниковых сигналов; историй маршрутов, взятых у пользователей популярного фитнес-приложения Strava; публичных сообщений о сходе судов, самолетов и транспортных средств с курса.
Спрятать Путина и "ихтамнетов"
По данным C4ADS, а также еще одной неправительственной компании Digital Shadows, устройства для спуфинга, в частности, применялись и для того, чтобы устроить завесу в районе Кремля, и для того, чтобы скрыть передвижения президента РФ Владимира Путина. Однако, как отмечают исследователи, факт вмешательства не составляет труда отследить, так что российские спецслужбы, выходит, не скрывали его передвижения, а напротив - сливали. В качестве примеров приводятся посещения Путиным Крымского моста 15 мая и 15 сентября. Тогда спутниковые навигационные системы у двух десятков судов внезапно показали, что они стоят вообще в аэропорту Анапы - в 65 км от Керченского пролива.
Помимо путешествий хозяина Кремля по незаконно построенному мосту, сигналы глушатся в районах ряда частных резиденций высокопоставленных российских чиновников. В том числе дворца Путина в итальянском стиле недалеко от Геленджика (Краснодарский край), где уровень помех соизмерим с тем, который наблюдается в Москве, где на правительственных зданиях были замечены направленные на Кремль антенны для противодействия беспилотникам.
Но полученные исследователями данные также свидетельствуют о том, что спуфинг применяется не только для обеспечения защиты российского президента в России и оккупированном Крыму, или создания проблем для НАТО на Скандинавском полуострове, но и в других точках за рубежом. В целом география применения устройств следующая: Москва, Геленджик, Сочи, Владивосток, Санкт-Петербург, Олива, Архангельск, Керчь, Севастополь, Хмеймим. В Сирии "глушилки", в частности, применяются на базах российских военных.
Итак, эти устройства применяются по факту в двух случаях: скрыть от мира Путина и первых лиц РФ, а также военные объекты (базы, корабли и т. п.).
Угрозы и риски
Во-первых, это российский спуфинг представляет угрозу для сил НАТО и его партнеров, поскольку негативно влияет на развертывание вооруженных сил, безопасность перелетов, судоходства. Во-вторых, это угроза не только для кораблей и авиации Альянса, но и гражданских судов как в так и за пределами российских вод. Потому как, согласно отчету C4ADS, вмешательство в работу спутниковых систем затронуло 1311 коммерческих судов в территориальных водах РФ и рядом с ними; а также зафиксированы не менее 7910 случаев, когда пострадали суда, расположенные за пределами территориальных вод РФ.
В том же интервью "Голосу Америки" соавтор доклада C4ADS Томас Ирвинг уточнил, что дезориентация сигнала GPS может привести, например, к столкновению двух судов или же отправить судно в чужие территориальные воды, что повлечет за собой международный скандал. Особенно если пограничная служба откроет огонь. Такого рода последствия, безусловно, вписываются в концепцию Москвы плодить хаос по всему миру - провоцировать межгосударственные конфликты.
В-третьих, глушение Россией сигналов спутниковой навигации влечет за собой потенциальные проблемы различного масштаба в повседневной жизни простых людей. "Первое - это, очевидно, является вопросом сохранения жизни, ведь многие полагаются на GPS в различных программах, даже не осознавая это. Если GPS обманывать, возможно, что кто-то пострадает, или даже погибнет", - справедливо заметил все тот же Дейна Говард.
В-четвертых, имеются риски для бизнеса - большие и малые, затрагивающие как крупные компании, так и тех же небольших продавцов из Китая на интернет-площадках, от которых из-за некорректных данных трекера клиент будет требовать возвращения средств. Или же, приводит отличный пример Ирвинг: "Система коммерческого страхования очень полагается на систему GNSS в расчетах, поступили те или иные товары в порт доставки вовремя. Подделка такой информации может побудить людей, включая страховщиков поставки, думать, что груз прибыл с опозданием, и, таким образом, они будут вынуждены платить по полису страхования".
В-пятых, если оценивать угрозу глобально, в контексте разноплановой агрессии России, то столь масштабное применение спуфинга GPS, его популяризация является еще одним элементом трансформации мировой системы безопасности, по большей части в худшую сторону. Не станет сюрпризом, что в ближайшие годы в обиход войдет такое понятие, как GPS-терроризм. Он более изощренный - это не с мачете на людей броситься или пояс шахида рвануть, хотя и для этого, безусловно, нужны определенные навыки. Но для применения спуфинга GPS, в том числе для срыва или проведения финансовых операций, действия должны быть выверенными и слаженными.
Что примечательно, в силу определенной технологической отсталости РФ (речь о "мертвой" ГЛОНАСС) на политическом и военном руководстве эти технологии негативно не отразятся. И при этом активное применение спуфинга в Черном или Средиземном морях позволяет обезопасить российские объекты от оружия стран Запада. Не от высокоточного, но, по крайней мере, от ударных систем разработки 90-х годов - массового оружия, не оснащенного инерционной и тем более астронавигацией, но с привязкой именно к GPS. Россия, следует признать, рационально в этом плане использует свои недостатки, которые исходят из отличий в подходах к созданию вооружений. США и Запад в целом стремятся создать более точное, эффективное, пусть и дорогое оружие, чтобы минимизировать потери среди гражданских. У РФ подход иной: "Мы такое сделать не можем и потому вам все испортим". То есть одна сторона работает над улучшением технологий, а вторая вынуждена опираться на регресс и гордится этим.