Две Польши. Почему польский протест - это не Майдан
В украинских агентствах - путаница касательно того, что же стало причиной протестов в Варшаве. Одни говорят, что это ограничение передвижения журналистов по Сейму, другие - что нарушение регламента во время голосования парламента.
Потому, наверное, начну с утра пятницы. Именно тогда часть изданий объявила "день без политиков", в ответ на предлагаемый парламентом проект, прямым образом затрагивающий работу журналистов. Ранее Канцелярия Сейма предложила создать специальный медиацентр вне главного здания парламента, в котором СМИ общались бы с политиками. Ныне журналисты работают в главном здании Сейма - как и в Верховной Раде Украины, кстати. И потому спокойно в кулуарах могут поймать политика и задать ему вопрос. Польское нововведение исключило бы возможность кулуарного блиц-интервью.
Когда во второй половине дня пятницы депутат оппозиции Михал Щерба вынес листок с лозунгом "Свободные СМИ в парламенте", спикер Марек Кухциньский несколько раз призвал депутата соблюдать порядок, а после вообще выгнал его из зала. После этого решения на трибуну вышла большая группа депутатов оппозиционных партий всех толков, от правых до либеральных, и начала скандировать: "Нет цензуре", "Свободные СМИ", "Верните депутата". Также группа спела национальный гимн. Добавлю, что заблокированная трибуна - явление исключительное в истории польского парламентаризма.
В повестке Сейма на том момент оставалась еще главная изюминка - голосование за бюджет на следующий год. И несколько сот поправок оппозиции к главному финансовому документу. Это был вечер пятницы, последнего дня заседаний перед рождественскими каникулами.
И тут события покатились лавиной: пока оппозиционеры блокировали трибуну, правящая партия обвинила оппозицию в дестабилизации и даже "хулиганстве", перенесла заседание в соседний зал и начала голосовать за бюджет руками. Все внесенные поправки к бюджету отклонили в одном пакетном голосовании.
Тем временем оппозиционное движение Комитет защиты демократии (KOD) собирало под Сеймом несогласных, во многом с помощью соцсетей. Да, солидарность с журналистами стала толчком к протесту. Но протест разгорелся именно из-за нарушения, по мнению митингующих, парламентской процедуры. Хотя сейчас правящая партия всячески старается свести протест к возмущению по поводу ситуации с журналистами - таким образом, протест хотят загасить.
Ночь протеста
Обращу внимание, что на пятничный протест людей собирали, в частности, те деятели гражданского общества, которые критиковали действия правящей в Польше партии на украинском фронте - в частности, в исторических вопросах. Например, известная польская оппозиционерка времен "Солидарности" Данута Куронь.
Почему на это важно обратить внимание? Ровно потому, что действия "Права и справедливости" по отношению к оппозиции внутри страны такие же, как и действия по отношению к официальному Киеву.
Схема такова: развести пожар, обвинить в нем вторую сторону и тут же рваться спасать от этого стихийного бедствия. Диалог со второй стороной в этой схеме - фейк, дань телекамерам, ничего не стоящая дипломатия, он с самого начала обречен на провал. Значение имеет только сила.
Так этим летом официальная Варшава испугалась украинской реакции на Волынскую резолюцию (просто не ожидали, что она будет массовой), так и сейчас испугались числа людей. Правящие политики уже не столько старались задушить протест, сколько разбить повестку - если уж и не будет по-нашему, то и вас мы тоже слушать не будем.
Когда ночью полиция начала буквально расчищать дорогу выезжающим из Сейма депутатам правящей партии, скручивая митингующих, кто-то снял видео с парнем, спокойно ложащимся на землю на фоне дыма. Через минуту к нему подбегают протестующие, интересуясь, все ли с ним в порядке. Позже проправительственная сторона станет использовать это видео в качестве подтверждения того, что протест провокативный и фейковый, и его цель - сменить конституционную власть в Польше.
Антиправительственная сторона указывает, что полиция злоупотребила полномочиями во время применения силы к протестующим. Обе ситуации подлили масла в огонь.
"Вы предатели и вредители". Разная защита демократии
Парадоксально - обе стороны протестуют под лозунгом "защиты демократии в Польше", вот просто дословно. Одни только подчеркивают, что защищают страну от неконституционных процедур авторства правящей партии, а вторые - что защищают родину от конституционного переворота оппозиции.
В Варшаве, кроме протестов антиправительственного Комитета защиты демократии, есть и свой "Антимайдан". Сейчас, когда я пишу этот текст, "Антимайдан" только собирается. Его скелет - это Клубы "Газеты польской", правоконсервативного католического издания, с давних времен поддерживающие "Право и справедливость". Их воскресный митинг называется "В защиту демократии", - это акция "поддержки законно избранного правительства и выступление против попытки переворота со стороны бывших работников спецслужб, коммунистов и аферистов", - читаем у них на сайте.
"Бред!" - воскликнет уважаемый читатель "ДС". В том то и дело, что нет. В отличие от читателя нашего издания, читатель "Газеты польской" верит в то, что вся история Польши 1989-2015 года, до прихода к власти "Права и справедливости" - это история тайного сговора бывших коммунистов, перекрасившихся в новые патриотические цвета. И этот читатель легко мобилизуем. И именно к нему, а не к протестующим под парламентом, были адресованы экстренные субботние обращения польского президента Анджея Дуды и премьер-министра Беаты Шидло. Казалось бы, чиновники должны были пробовать успокоить ситуацию. Но их обращения были направлены на мобилизацию собственного электората в борьбе с врагом.
"Крики, сеяние смятения, дестабилизация - это те методы, которые, к сожалению, стали инструментом борьбы оппозиции", - грозилась в субботнем выступлении премьер-министр Беата Шидло. - "Вы вредители Польши, вы предатели общего блага, вы путем конфликта хотите построить свою идентичность. Это огромная ошибка".
Украина и польские протесты
Украина вообще - важный элемент польского антиправительственного протеста. И не только потому, что его организаторы, как я ранее сказал, подписывали призывы о дружбе с восточной соседкой в моменты обострения отношений за последние месяцы. Украина за последние годы стала важным элементом польской внутренней политики. Протестующие в пятницу даже кричали в оригинале, но с польским акцентом: "Razom nas bahato, i nas nie podołaty".
А вот перед субботним телеобращением польского премьер-министра - главный выпуск новостей на общественном ТВ. В нем образ Майдана - это просто страшилка, скопированная у Дмитрия Киселева.
"Оппозиция ищет шанс провести какой-то польский Майдан, чтобы свергнуть наше правительство", - пугает телезрителей один из комментаторов в первые минуты выпуска.
"Такого рукоприкладства и оккупации трибуны [в польском парламенте] мы еще не наблюдали. Зато это частое явление в тех странах, где демократические стандарты являются сомнительными", - добавляет ведущий на фоне кадров из украинской Верховной Рады. Майдан, который это же общественное телевидение несколько лет назад боготворило, сейчас стал символом хаоса и слабовластия (кстати, это отражение изменения отношения многих поляков к Украине за последние три года, но это уже отдельная тема).
В Украине "Антимайдан" был фактически фейком; в Польше клубы "Газеты польской", как бы над ними не смеялось городское население, это часть политической повестки. Им никто не платит за митинги. И они, как и антиправительственные протестующие, мобильны, пассионарны, выносливы в митингах - возможно, даже более выносливы, чем KOD.
А кроме того - в польской политике, в отличие от украинской, нет денег. То есть они могут появиться, но для этого политик должен провести долгие переговоры со спонсорами, а не просто так достать сумму из собственного кармана. Во время таких "лавинных" общественных срывов, как это было в Варшаве в пятницу, на переговоры может просто не быть времени. Обратите внимание - польский "Антимайдан" собрался не в субботу утром, сразу же после ночных демонстраций под Сеймом, он организовался в Варшаве только в воскресенье после обеда.
Эти контексты фундаментально отличают Киев-2013 от Варшавы-2016. Поэтому стратегия правящей партии - создать видимость диалога, мобилизовать свою поддержку, дискредитировать вторую сторону, запугать силовиками - может сработать. Ее главная цель - изнурить протест городского населения, довести его до бессмыслия, а в то же время утвердить в своей правоте собственный электорат и (возможно) запугать сомневающихся.
Игорь Исаев, главный редактор Мультимедийного портала украинцев Польши PROstir.pl, специально для "Деловой столицы"