Успевшее нашуметь с момента запуска, 6 июля, приложение для смартфонов Pokemon Go уже привело к обилию курьезных случаев. В игру эту играют не только простые пользователи, но также политические и государственные лидеры разных уровней и из различных стран. Реувен Ривлин, Джереми Корбин...Такой интерес объясняется использованием дополненной реальности: виртуальный и реальный миры разработчики связали воедино.
Огромная популярность игры, которая стартовала с США, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии с последующей миграцией в другие страны, естественно подразумевает ее монетизацию. Pokemon Go по сути своей является условно бесплатной игрой, т.е. скачать и играть можно даром, но за небольшую с виду плату можно получить определенные дополнительные услуги. Так, как пишет TechCrunch, 20 "покеболов" стоят чуть менее доллара. Такая с виду дешевизна позволяет японской компании Nintendo в день получать более полутора миллионов долларов. Игра на самом деле сверхперспективна в плане доходов, ведь, как отмечают эксперты SuperData, за первые четыре дня на нее игроки потратили порядка $14 млн.
И это только начало: глава компании-разработчика Niantic Джон Ханке объявил в интервью Financial Times, что следующий этап - это реклама. Точнее, создание услуги продажи "покемонов" в конкретных местах. Конечно же это заинтересует бизнесменов абсолютно разных масштабов и доходности, особенно в сфере развлечений и услуг. Владельцы бизнеса будут вливать средства в скрытую рекламу - возле их "точек" будут постоянно обитать эти самые "покемоны". Конкуренция же ведет к тому, что тратиться на эту услугу будут все больше предпринимателей. Соответственно, в стоимость продукции, ими производимой, будут закладываться затраты на такого типа рекламу. Игрок в Pokemon Go и по совместительству новый клиент, будет платить за это. То есть он тратит деньги и на саму игру, и на то, чтобы ему указывали, куда ходить, что покупать и т.п. Но расходы же повышаются не только у ловца "покемонов", но и у других клиентов, которые в игру не играют.
Нечто подобное, но без такой продвинутой визуализации, действует в Facebook. Компания в ноябре прошлого года предложила малому бизнесу использовать уже отлаженную геолокацию клиентов. Проще говоря, если, например, британец зайдет в какое-нибудь кафе, где работает эта система, то в соцсети об этом появится соответствующее уведомление, вроде: "Присоединиться к нам на ланче в Глазго" или "Присоединиться к нам на ужин в Бристоле". Конечно же, с указанием конкретного места. Этот прием не нов и уже хорошо освоен. Еще один вид рекламы - предложение изучить детально и маршруты, и самого человека, который ходит в районе того или иного заведения, и уже после создать более эффективную внешнюю рекламу.
Если смотреть в общем, то ничего экстраординарного. Ведь любой бизнес всегда стремился увеличить прибыли, досконально изучив потенциального клиента. И личное пространство не является преградой. Это традиционный маркетинг.
Но при определенных условиях и в обществе с достаточным уровнем паранойи, увидят прежде всего угрозу государственности, а не цинично-корпоративный способ добиться сверхприбылей. А налет религиозного фанатизма лишь способствует подозрительности. Не случайно против игры выступили в мусульманских странах. В том же Египте Pokemon Go назвали "антиисламским", приравняв к алкоголизму.
Угрозу "духовности", ожидаемо, увидели и в России. Не в меру агрессивный сосед Украины, упивающийся самоизоляцией, не обратил внимания на коммерческие возможности игры, а конечно же углядел прямо-таки явление дьявола. И это не преувеличение. Первый замглавы комитета Совфеда России Франц Клинцевич так и сказал: "Ощущение, что дьявол пришел через этот механизм, и пытается просто развалить нас изнутри духовно". Правда, такие заявления, исходящие из уст российских политиков, уже давно перестали удивлять.
Сенатор прикрывается духовностью и ратует за введение ограничений. По его мнению, "покемонам" не место в церквях, больницах, тюрьмах, на кладбищах и памятниках. Такого же мнения придерживаются и религиозные и общественные деятели, к примеру, глава движения "Божья воля" Дмитрий Цорионов, а казаки Санкт-Петербурга и вовсе называют это "сатанизмом". Поэтому закономерно изучение этого вопроса российскими законодателями.
Однако это лишь красивый (для россиян) фантик.
Попахивает тотальным заговором, за которым стоят какие-нибудь "жидомасоны" или "рептилоиды". Якобы с помощью приложения "кукловод" с Запада хочет выискать все-все секреты, узнать все про всех, исследует просторы необъятной, но слабозаселенной РФ вдоль и поперек с помощью послушных "зомби"- фанатов или просто пользователей игры. В особенности, это относится к различным военным объектам, предприятиям и т.п.
Правда, никто из чиновников не берет во внимание колоссальную экономическую затратность такого проекта по тотальной слежке, измеряя Pokemon Go категориями "антитеррористического пакета Яровой", который как раз по своей сути является способом тотальной (и, в частности, потому, труднореалезуемой) слежки за согражданами. Владимир Путин накануне подписал этот пакет законов и одобрил запуск производства оборудования, необходимого для хранения терабайтов различных данных интернет-провайдеров и мобильных операторов. С учетом не ахти какого состояния российской экономики такие расходы бюджет не осилит. Но закон-то подписан. Значит, работать будет в избирательном порядке, что эти расходы серьезно снижает. А потенциально выделяемые миллиарды на реализацию "пакета Яровой" успешно распилят по примеру сочинской олимпиады или керченского моста.
С таким подходом к оценке игры в Кремле очевидно убеждены, что в первую очередь жертвами "покемонов-шпионов" станут те же военные или чиновники. Хотя в первую очередь следовало бы озаботиться больше банальной дуростью отдельных индивидуумов. Не "внешний враг" будет собирать информацию, а некоторые россияне будут добровольно ею делиться.
Вот, например, вскоре после запуска игры произошел интересный случай: американский солдат, который участвует в военной кампании против "Исламского государства" в Ираке, выложил скриншот Pokemon Go недалеко от линии фронта, сидя в укреплении с пулеметом. Несмотря на успешное наступление союзников в Ираке, такой поступок - абсолютно необдуманный, т.к., как минимум, раскрывает его позицию.
Глупость, как известно, национальности не имеет, но вот тот или иной государственный режим при помощи пропаганды может существенно повлиять на повсеместное "отупение". В России, как всем известно, с этим проблем вообще нет. Достаточно вспомнить, сколько ранее российских солдат благополучно засветились в участии в военном конфликте на Донбассе, и в инциденте со сбитым малайзийским "боингом" в частности. BеllingCat создал не одну подборку фотографий российских военнослужащих из "Вконтакте" с невыключенной геолокацией. Теперь же можно ожидать новую порцию утечек информации о военных объектах, технике и местоположении, но уже "украшенных" кем-нибудь из вымышленных японских персонажей. Стоит ли винить ли в этом игру? - Вопрос риторический. В то же время, вмешательство государства в личную жизнь граждан, давно ставшее нормой в России, получит новый аргумент из старого репертуара: враг не дремлет.