• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

"Франция вернулась". Торговля телом не помогла Марин Ле Пен

Реклама на dsnews.ua
Новый президент Франции имеет все шансы консолидировать всю власть в своих руках

Новая, политически юная надежда французов в шаге от нового избирательного триумфа. Эммануэль Макрон, лидер Ассоциации за обновление политической жизни, больше известной, как "Вперед, Республика!", фактически не делая передышки после президентских выборов, взял "золото" в первом туре парламентских выборов.

11 июня жители Пятой Республики выбирали новых членов Национальной ассамблеи — нижней палаты парламента. Все кандидаты — мажоритарщики, которые должны были набрать 12,5% голосов. Это значит, что на мнение электората влияние оказывал не только бренд политсилы кандидата, но и его личные качества. И согласно официальным данным "Республика" зашла вперед сразу на 32,32% голосов. Это, по предварительным прогнозам, позволяет Макрону надеяться  примерно на 430 мандатов из 577.

Вторыми к финишной черте пришли правоцентристские "Республиканцы" Николя Саркози и Франсуа Фийона, которые получили 21,56%, т. е. возможные 85–125 мест и статус второй крупнейшей фракции, хотя потеряли они больше — 100 мест в нынешнем созыве. На прошлых выборах правоцентристы набрали на 13% больше голосов. Третьей неожиданно стала леворадикальная "Непокоренная Франция" Жан-Люка Меланшона в союзе с коммунистами — 13,74%.

А вот подруга Владимира Путина Марин Ле Пен с ее "Национальным фронтом" в который раз не окупила политические и финансовые инвестиции Кремля — 13,2%. Ей предрекают 3–10 мест, а "Нацфронту" кровь из носу нужны 15 мест, чтобы хоть как-то соответствовать заявленной позиции единственной оппозиционной силы. 15 мандатов позволяют создать парламентскую группу, в противном случае это будет просто разноголосица.

Однако наибольшие политические потери наблюдаются у Соцпартии Франсуа Олланда, которая доселе имела монополию. Левоцентристы потеряли больше 200 мест. После того как социалисты отойдут от поражения, они начнут искать пути наверх — к правящей коалиции. И для этого ядру старожилов партии придется простить юнца Макрона, который бросил пост министра экономики и партию заодно ради личных политических амбиций. Напомним, он стал членом Соцпартии в 20 лет, а спустя 18 запустил свой проект, который бессовестно общипал электорат "родной" партии.

Отдельно стоит упомянуть рекордно низкую явку избирателей на парламентских выборах — 48,71%. Худший показатель за всю историю Пятой Республики. Тому есть несколько причин. Во-первых, тенденция к снижению явки наблюдается каждые пять лет в течение последних нескольких десятилетий. На парламентских выборах всегда голосуют меньше французов, чем на президентских. Во-вторых, избирателей утомила недавно прошедшая президентская кампания.

Но те, кто сохранил заряд бодрости для третьего раунда президента Макрона, и обеспечили его высокий результат. Опять-таки главным аргументом в его пользу стала не программа, хотя она, безусловно, является глотком свежего воздуха после социалистического застоя в контексте борьбы с безработицей и роста экономики. Макрон выехал не только на электорате олландовцев. Его победу в первом туре обусловил целый ряд факторов. К примеру, очень удачным ходом было отдать пост премьера Эдуарду Филиппу. Последний, комментируя результаты выборов, заметил: "Франция вернулась". Таким образом, 39-летний президент смог оттянуть голоса у "Республиканцев", чьим бывшим членом является нынешний глава правительства.

Реклама на dsnews.ua

Далее. Ле Пен осталась его спарринг-партнером и после поражения на президентских выборах. Многие французы голосовали за него и тогда, и сейчас, чтобы не дать пройти лидеру праворадикалов. Что касается Ле Пен, то ее политсила в принципе удержала свой результат: в 2012 г. она взяла примерно столько же. Только сейчас расклад менее приятен. Избиратели еще помнят позорные дебаты Ле Пен с Макроном. Кроме того, финансовое положение "Нацфронта", мягко говоря, удручающее. Партия набралась кредитов у российских банков, которые как-то нужно возвращать. Одни выборы она уже проиграла, вторые — по всей видимости, тоже: второй тур парламентского марафона вряд ли принесет сенсацию. Ее личные 44% в родном округе не потянут на те 9 млн евро. Ле Пен накануне первого раунда даже опустилась до торговли своим телом.

Лидер НФ в эфире радио Europe1 заявила о запуске сайта "Патриотический заем", на котором партия выпрашивает деньги у избирателей. Понятное дело, что за обещания ей крайне трудно получить деньги от сторонников. Поэтому Ле Пен, пожаловавшись на банковский заговор, сделала ход конем: за 15 тыс. евро можно купить приглашение "на престижное мероприятие в присутствии Марин Ле Пен", а "самые обеспеченные соотечественники" за более чем 75 тыс. евро смогут "лично поужинать с Марин Ле Пен". Отчаянные времена, отчаянные меры, как говорится.

В общем, подруга Путина стала боксерской грушей для "Вперед, Республика!", утонув в харизме Макрона вместе со своей антиисламской и антимигрантской риторикой. Да и французы как-то позабыли о миграционном кризисе. Ведь сделали ставку на глобалиста Макрона. И если во втором туре президентских выборов лево- и правоцентристы поддержали его кандидатуру из-за Ле Пен, то действия Макрона на посту главы государства пришлись французам по душе. Несмотря на то что над партией витала тень громкого коррупционного скандала. 24 мая газета Le Canard Enchaîné, с публикаций которой началось падение Фийона, подробно описала схему манипуляций министра регионального развития Ришара Феррана и его жены Сандрин Дусен с недвижимостью и банковскими кредитами, которые позволили им значительно увеличить собственные доходы.

Аналитики даже озвучивали пессимистичный прогноз, советуя Феррану уйти в отставку, иначе он может уничтожить глобалистские и центристские реформы Макрона. Однако новому французскому лидеру, очевидно, удалось затмить скандал благодаря своим верным решениям. Особенно это относится к действиям на международной арене. Макрон показал себя лидером не только во Франции, но и напомнил о влиянии Парижа на мировую политику. Президент начал свою каденцию с места в карьер: подверг Путина нескольким унижениям во время внепланового визита того в Париж; вцепился ответной мертвой хваткой в кисть Трампа, да еще и периодически троллит и критикует скандального лидера США и т. п. Мсье Олланд тоже, к примеру, Путина унизил, когда отказался с ним встречаться в столице Франции, но его президентство все же чередовало решительность и невнятность политики. Олланд так и не смог достичь своих целей по сокращению безработицы и ускорению ослабленной экономики, что привело к пессимизму и подавленности французов.

Возможно, новую звезду французской политики через некоторое время ждет та же участь: шквал критики, протесты, падение рейтингов, но пока он начал хорошо. Однако если президент Франции закрепит или даже улучшит результат во втором раунде, то необходимости в союзах не будет. Хотя, конечно, такой подход был бы недальновидным, а Макрон уже зарекомендовал себя умелым стратегом. Помимо разноуровневых договоренностей, например, с "Республиканцами" или социалистами, сотрудничество его партии необходимо на перспективу, поскольку с течением времени любая провластная сила в демократическом государстве теряет популярность. Следовательно, на следующие выборы должны быть готовы хотя бы наброски планов по созданию альянсов. И к тому же "Вперед, Республика!" должна как можно быстрее выдвигать на первый план других лидеров помимо Макрона, чтобы не стать одноразовым проектом под лидера.

    Реклама на dsnews.ua