"Это только начало". Зачем Трамп ищет китайских шпионов в промышленности США
Президент США Дональд Трамп подписал указ с поручением провести расследование в отношении Китая. Об этом 14 августа сообщил официальный сайт Белого дома. Торговому представителю США Роберту Лайтхайзеру поручено изучить вопрос о том, следует ли наказывать Китай за кражу интеллектуальной собственности (ИС) американских компаний. Лайтхайзер тут же пообещал, что "при необходимости будут приняты меры, чтобы защитить будущее американской промышленности". Сам Трамп назвал указ "большим шагом" и добавил, что "это только начало".
Поводом для указа стало обнародованное еще в феврале 2017 г. обновление доклада Комиссии по хищениям американской ИС Национального бюро азиатских исследований от 2013 г. В этом документе утверждается, что Китай "остается главным нарушителем ИС в мире", вследствие чего "США постоянно покупают у китайских похитителей свои собственные и чужие изобретения". По данным Департамента внутренней безопасности, на Китай (включая Гонконг) приходится 88% контрафактных товаров, изъятых в США. И это глобальное явление. Как подсчитала Торговая палата США, 86% всех контрафактных товаров во всем мире поступают из Китая и Гонконга, на этом держится восьмая часть (12,5%) всего объема китайского экспорта товаров. Комиссия по хищениям американской ИС утверждает, что ежегодные потери экономики США от кражи интеллектуальной собственности могут достигать $600 млрд и от 50 до 80% этого ущерба наносит Китай.
Американцы давно обвиняют КНР в промышленном шпионаже, утверждая, что на воровстве технологий базируется китайская стратегия экономического роста. По словам бывшего директора Национальной разведки США Денниса Блэра, жертвами стали американские компании буквально во всех секторах — автомобильной и химической промышленности, авиации, программном обеспечении, фармацевтике и т. д. Среди пострадавших от воровства ИС назывались крупнейший американский производитель стали U.S. Steel, один из крупнейших производителей алюминия Alcoa, одна из лидеров атомной энергетики Westinghouse Electrical Company и др. В U.S. Steel, в частности, заявили, что китайские хакеры украли у них технологию, которая затем была использована китайской государственной Baosteel Group и ее продукция, полученная с помощью этого ноу-хау, поставлялась в США.
По утверждению эксперта в сфере безопасности Джина Уидона, который выступал в Конгрессе на слушаниях о коммерческом шпионаже, особый интерес китайских хакеров вызывают перспективные направления, обозначенные в двенадцатилетнем плане правительства КНР: новые материалы, альтернативная энергия, биотехнологии и т. п. Проект, направленный на получение новейших технологий, имеющихся в распоряжении США, согласно докладу Национальной контрразведки США, был запущен в Китае еще в 1980-х годах.
Трамп, который пришел к власти с протекционистскими лозунгами, не раз обвинял Китай в том, что из-за него американцы теряют рабочие места, и угрожал ввести высокие тарифы на китайский экспорт. Сообщая о президентском указе, Белый дом процитировал предвыборное обещание Трампа 8 августа прошлого года: "Принуждение к соблюдению правил интеллектуальной собственности может спасти миллионы американских рабочих мест. По мнению Комиссии по международной торговле США, улучшение защиты интеллектуальной собственности Америки в Китае приведет к созданию более 2 млн рабочих мест здесь, в Соединенных Штатах".
О том, что советники Трампа разрабатывают ограничительные меры в отношении Китая, стало известно еще в конце июля из сообщения Politico. Источники в Белом доме рассказали, что санкции против Пекина могут включать ограничения в торговле и другие экономические меры воздействия. По сведениям источников, сам Трамп склоняется к планам ввести квоты или тарифы на импорт стали из КНР, но меры коснутся не только стали.
Однако, судя по подписанному указу, Трамп решил оставить себе свободу маневра и выбрал более длинный путь: вместо санкций объявил расследование. В указе Трамп поручил Лайтхайзеру провести обсуждения с правительственными учреждениями и консультативными комитетами, чтобы определить, какие действия будут уместны. В сообщении Белого дома подчеркивается, что, несмотря на всю серьезность и убедительность утверждений о краже ИС Китаем, президент не предрешает итогов расследования.
Можно было бы предположить, что Трамп попросту создал себе еще одну опцию для торгов с руководством КНР. Например, по версии CNN, своим демаршем Белый дом решил надавить на Пекин, надеясь, что тот повлияет на КНДР, чтобы добиться от нее уступок. Однако как раз в тот же день стало известно, что министерство коммерции Китая ввело с 15 августа экономические санкции против КНДР, в частности, запретило импорт оттуда угля, железной руды, свинца и морепродуктов. Санкции введены в соответствии с решением ООН от 5 августа, которое было поддержано Пекином. В такой ситуации угрожать Китаю экономическим наказанием, мягко говоря, нелогично.
Скорее Трамп хочет обзавестись аргументами для нанесения по китайской экономике такого удара, который стал бы переломным в экономической войне между двумя странами. А в том, что такая война идет, нет никаких сомнений. В интервью American Prospect, которое вышло 16 августа, советник Дональда Трампа по стратегическим вопросам Стив Бэннон подчеркнул: "Мы находимся в состоянии экономической войны с Китаем. Это во всей их литературе. Они не стесняются говорить о том, что делают. Кто-то из нас станет гегемоном в ближайшие 25–30 лет. И это будут они, если мы застрянем на этом пути".
Расследование Лайтхайзера может открыть путь для санкций (например, высоких тарифов на импорт из Китая) в соответствии с разделом 301 закона о торговле 1974 г. Их применение входит в полномочия президента. Раздел 301 активно применялся в прошлом и, как отмечает бывший главный советник торгового представителя США Уоррен Маруяма, был "серьезным оружием в торговых войнах 1980-х — начала 1990-х". Сейчас процедура санкций предполагает согласование во Всемирной торговой организации (ВТО), на что понадобится несколько лет. Но Белый дом может обойтись и без этого. Правда, если санкции будут введены в обход ВТО, то Китай, по словам Маруямы, может формально обжаловать их или же ввести ответные санкции.
Дальнейшее развитие событий будет зависеть от внутриполитических проблем Трампа. Чем они будут серьезнее, тем сильнее будет у Трампа желание нанести экономический удар по Китаю, чтобы порадовать американцев перспективой получить 2 млн новых рабочих мест.