Свет или тень. Какие перспективы декларирования активов

В 2021 г. был четкий законодательный упор на налоговых новациях. Речь идет о налоговой амнистии, безналоговой легализации активов через ликвидацию зарубежных компаний, принадлежащих гражданам Украины, и декларирование иностранных активов через отчетность по контролируемым иностранным компаниям (КИК)

Управляющий партнер "КАС Груп" Владимир Гаркуша

Как налоговый консультант и аудитор имею репрезентативную статистику по клиентской практике. Следовательно, налоговая амнистия в подавляющем большинстве случаев рассматривается как вариант с малой перспективой реализации. Во-первых, и не безосновательно, такая легализация состояния может стать предикатом для применения ст. 209 УК (легализация доходов, полученных преступным путем). А во-вторых, хотя "доходы задекларированные в результате налоговой амнистии", согласно законодательству, являются подтвержденным источником их происхождения, финансовые учреждения (банки, финкомпании) в большинстве своем ими гнушаются, ссылаясь на свои правила финмониторинга. По словам Данила Гетманцева, по состоянию на декабрь 2021 г. поступления в бюджет от амнистированного состояния граждан Украины составили около 10 млн грн, то есть чуть больше 300 тыс. евро. Окончание срока амнистии наступит в конца лета следующего года, но тенденция показательна.

Заметную динамику имели процессы подготовки к ликвидации КИКов, имеющих зарубежные активы, украинскими предпринимателями. Значительное их количество решило воспользоваться возможностями, предоставленными Законом N466-IX, предусматривающим безналоговую возможность украинцам задекларировать недвижимость и денежные средства, полученные в результате ликвидации собственных зарубежных компаний. Стартовый энтузиазм притормозили две существенные причины. Первая – чисто технологичная. Пришлось столкнуться с множеством административных процедур, связанных с ликвидационными процессами. Кроме того, фактическое перемещение активов (особенно денежных средств) связано с дополнительными банковскими процедурами compliance и due diligence, то есть финмониторингом. Следовательно, в отведенный законодательством Украины срок до 31 декабря 2021 г. уложились далеко не все, кто начинал ликвидировать собственный КИК с активами. Во-вторых, колоритный информационный фон процесса создавали госдолжники и налоговики своими контроверсивными интервью, толкованиями и разъяснениями. Но так до сих пор никто из них не объяснил, почему денежные средства украинский налоговый резидент получает без уплаты налогов, а денежные требования (впоследствии материализуемые в деньги) – с возможным удержанием НДФЛ, хотя источник и денег, и денежных требований может быть то же самый. Консультация Минфина N256 не внесла ясность в большинство спорных вопросов, а возможность продлить срок ликвидации на 2022 г. по объективным причинам отнесла на субъективное решение налоговой.

Сама идея выжимания из украинцев трудовой сэкономленной копейки любым способом кажется антигуманной. В условиях перманентного изменения "предварительных преступных властей", тотальной коррупции, законодательных качелей, а теперь еще и войны, отечественный условный "средний класс" был вынужден соответственно реагировать. Заработки материализовались в валютную наличность, недвижимость (в том числе и зарубежную) и другие активы. Банальный инстинкт самосохранения и мнение о завтрашнем дне, пусть даже о пенсии. А в последних заявлениях главы Минфина Сергея Марченко уже говорится о возможности доналогообложения объектов недвижимости, приобретенных давно и не имеющих подтвержденных источников происхождения средств и уплаченных налогов. К этому еще следует добавить угрозу применения косвенных методов налогообложения.

Более того, например, призрак Закона Украины N4546, предусматривающий существенное расширение круга лиц, к которым ФГВФЛ сможет обращаться с требованиями о возмещении ущерба клиентам банков-банкротов, заставляет банкиров искать варианты защиты активов вне законодательной юрисдикции Украины.

Следовательно, существующая практика свидетельствует, что отечественные бизнесмены при возможности легализации в Украине отдают предпочитают держать активы как можно дальше. И выбирают для таких целей кипрские фидуциарные трасты или частные семейные фонды Лихтенштейна.

--------

Текст: управляющий партнер "КАС Груп" Владимир Гаркуша