Сергей Гайдайчук: Поиск экологичных способов производства становится частью бизнеса

Президент CEO Club Ukraine о трендах после пандемии, сохранении репутации в кризис и глобальном драйве в сторону ответственного потребления

Сергей Гайдайчук

— "Мир больше никогда не будет прежним". Такие констатации мы слышим во время каждого глобального кризиса. Хотя на практике все меняется не так кардинально. Понятно, что на этот раз, скорее всего, речь идет о деглобализации (мягче — слоубализации), которая началась еще до пандемии, а также ускоренной диджитализации. Какие еще тренды задал нынешний кризис? И действительно ли мир станет "другим"? 

— Это только кажется, что мир не меняется кардинально. Каждая небольшая победа в технологиях двигает нас вперед. 

Особенность нынешнего кризиса в том, что он поразил целые отрасли. Туризм, авиаперевозки, индустрия гостеприимства, шоу-бизнес в гораздо более сильной рецессии по сравнению с тем же IT- или агробизнесом. Кроме того, в первую волну мы наблюдали закрытие на карантин целых стран.

Мы будем наблюдать "реактивные" тренды, связанные с этими изменениями. Уже меняются цепочки поставок — многие компании стараются перенести хотя бы часть производства из Китая.

Большую ценность для бизнеса приобретает отдельное домохозяйство. Производитель, который может доставить товар или услугу на дом в условиях карантина, будет иметь значительное преимущество. Уже имеет. Те компании, которые строили собственные онлайн-продажи и сервисы доставки, пострадали в меньшей степени. Или, например, видеоконтент — кинокомпании вынуждены откладывать премьеры и терять деньги, а видеосервисы, наоборот, процветают.

Рабочие места уже меняются. Мировые техногиганты Facebook, Google, Amazon анонсировали, что работа из дома теперь будет "новой нормальностью". Даже производители вынуждены адаптироваться, например, Fujitsu вводит гибкий дистанционный график для сотрудников.

— Впрочем, кризис — это еще и возможности. Какие вы видите перспективы Украины и украинских компаний в меняющемся мире? На что нам стоит сделать ставку — на сильные правовые институции, социальный капитал или, может, локализацию производств с высокой добавленной стоимостью?

— Нельзя выбрать что-то одно. Создание производства с высокой добавленной стоимостью, несомненно, наиболее очевидный путь в связи с нарушением цепочек поставок. Но какой инвестор захочет рисковать деньгами, если есть риск вмешательства чиновников в работу предприятий или судебный произвол? Не говоря уже о недавнем опыте изменения правил игры по ходу самой игры. Есть политики, которые считают успешной историю с урезанием "зеленого" тарифа. Но это отпугивает инвесторов и в другие отрасли. Поэтому в Украине должна быть создана правовая база, которая защищает интересы инвесторов. А чтобы она работала, нужны и честные суды, и полномочные институции, в том числе антикоррупционные. Кроме того, нужны продуманные стратегии развития отдельных отраслей. Если власть будет гарантировать неизменность этих стратегий на 10–20 лет, то инвестиции начнут приходить.

— Не секрет, что одна из главных проблем на пути роста компаний и экономики Украины в целом — нехватка доверия между инвесторами и бизнесом. Во время кризиса, когда прерываются денежные потоки, это, наверное, особенно актуально. Можете дать совет, как бизнесу, который оказался в затруднительном положении и не может вовремя расплатиться с контрагентами, сохранить репутацию и не потерять доверие партнеров?

— В подобной ситуации нужна в первую очередь честность. Ни в коем случае не давать заведомо невыполнимые обещания и не приукрашивать действительность. Если ваши партнеры опытные бизнесмены, они и сами попадали в сложные ситуации. Поэтому они, скорее всего, войдут в положение. Вам нужно говорить с ними и искать выход из ситуации вместе. Ваша репутация — это не только ваши успехи, но и то, как вы повели себя в трудное время.

— В этом году CEO Club запустил инвестфонд на 10 млн, чтобы предоставлять альтернативное финансирование компаниям. Кого и по каким критериям вы отбираете?

— Да, запустили фонд с расчетом на три года. Его инвесторы — члены клуба. Управляют фондом также они. Это кризисный фонд, который преимущественно работает с бизнесами, имеющими кредитные задолженности перед банками и не способными на данный момент их обслуживать. По согласованию с клиентами мы ведем переговоры с банками на предмет выкупа этих кредитных обязательств и проводим их дальнейшую реструктуризацию на более выгодных и оптимальных для клиента условиях.

— Человечество поставило себе целью постоянный экономический рост, что приводит к истощению ресурсов планеты. Есть мнение, что проблемы использования природных ресурсов, изменения климата, защиты биоразнообразия могут решить только сильные государства (в частности, путем печатания денег на эти цели или повышения налогов на "вредные" виды деятельности). Возможно ли в ближайшее время радикальное изменение политики в этом направлении?

— Изменение политики в отношении окружающей среды и климата неизбежно. Что касается того, кто должен играть в этом главную роль, то я бы не делал ставку на одни государства. Они зачастую медлительны в принятии решений, а приход к власти популистов может еще больше затянуть процессы, как это произошло в случае отказа США от подписания Парижского климатического соглашения.

Нужны объединенные усилия правительств, бизнеса и гражданского общества. В том же случае с Парижским соглашением именно корпорации заявили о несогласии с политикой президента (США. — "ВД") и о приверженности целям сократить углеродный след.

— А что могут сделать бизнес и активные граждане? Что, если объединить неравнодушных людей вокруг решения указанных проблем? Вы много путешествовали по миру, общались с предпринимателями и лидерами мнений. Какие негосударственные "зеленые" инициативы вас впечатлили, а украинцы могли бы их перенять?

— Меня больше всего впечатляет то, что поиск более экологичных способов производства и переработки становится неотъемлемым элементом бизнеса. Компании идут в направлении 100%-ного обеспечения себя энергией из возобновляемых источников. Некоторые уже этого достигли, например Apple. Компании стараются минимизировать использование природных ресурсов в производстве, перерабатывать использованную продукцию и упаковку. Из известных брендов Nike активнее всего работает в этом направлении, по моему мнению. Многие компании в дополнение к своим инициативам выдают гранты на экопроекты. Patagonia, производитель одежды, выделяет на такие цели 1% своих доходов.

Украинцам нужно перенимать не какое-то отдельное направление, а весь этот "драйв" в сторону сокращения использования энергии, воды и природных ресурсов.

— СEO Club вместе с фондом "Озеленение Украины" 17 октября организовал высадку более миллиона деревьев. Последний дуб в столичном Голосеево высадили министр охраны окружающей среды Роман Абрамовский и вице-премьер Ольга Стефанишина. В каких еще городах прошла акция и сколько людей ее поддержали?

— Проект "Озеленение Украины" стартовал в начале 2020 года и должен был быть реализован в марте. Но из-за пандемии мы с соинициатором проекта Анной Крисюк, гендиректором "Книги рекордов Украины", перенесли его на октябрь. И благодаря поддержке Гослесагентства, Министерства охраны окружающей среды Украины и партнеров мы 17 октября успешно реализовали одну из главных акций проекта — "Один миллион деревьев за 24 часа". 

Участие в акции приняли более 50 тыс. человек. Приятно, что проект поддержали и приняли в нем участие лично третий президент Украины Виктор Ющенко, министры, вице-премьер, народные депутаты, послы, бизнесмены, журналисты и обычные люди.

Я считаю, что это действительно первая коллективная история успеха украинцев, которая объединила людей из всех городов и областей Украины, а также из еще 10 стран. Нам удалось высадить даже больше деревьев — более 2 млн. Мы установили рекорд Украины.