Обреченные на ссоры. Заключат ли украинцы и поляки вечный мир без упоминаний о "Висле" и Волыни
Заявление об отставке главы МИД Кулебы прямо не связано с реакцией польских политиков на его недавние высказывания, однако именно реплика министра об операции "Висла" и гнев на нее из Варшавы подтвердили, что история продолжает разделять украинцев и поляков
Как Дмитрий Кулеба задел за живое польских политиков
Событие, наделавшее много шума, произошло в последние дни августа во время панельной дискуссии "Польша будущего". В разговоре подняли тему разрешения на эксгумацию тел поляков, погибших во время Волынской трагедии 1943 года. Кулеба отметил: с этим нет никаких проблем, но Украина просит почтить память украинцев, депортированных из украинских земель во время операции "Висла" в апреле 1947 года. Вспомнив об этом, он сделал ремарку — копаться в истории историки должны, а не политики. Коллега Кулебы Радослав Сикорский во время этой дискуссии также вел к тому, что сложные вопросы прошлого не ко времени, нужно думать, как бороться с общим врагом.
Слова Кулебы возмутили часть польского политикума, преимущественно представителей партии "Право и справедливость". Особенно их задело, что территории, откуда выселяли украинцев, были названы украинскими. Рефлексировать пришлось и самому премьеру Дональду Туску. Сделал он это неожиданно жестко: Украина должна "отвечать польским ожиданиям, касающимся не копания в истории, а построения отношений на основе правды об этой истории", наша страна не станет членом ЕС без урегулирования спорных исторических вопросов с Польшей. Заметим важную деталь в заявлении Туска: "украинцы должны понимать — вступление в ЕС означает присоединение к стандартам, относящимся к политической и исторической культуре".
Наш МИД попытался сгладить скандал постфактум комментарием из рубрики "лучше было промолчать": министр не высказывал территориальных претензий к соседке, а имел в виду операцию коммунистов "Висла" — тогда тысячи украинцев выселили с территорий Польши, где они проживали компактной общиной. А во всем виноваты "некоторые силы", пытающиеся вписать слова министра в контекст территориальных претензий.
Что Кулеба уйдет из МИДа стало ясно после перевода в министерство бывшего заместителя Андрея Ермака в Офисе президента Андрея Сибиги. Однако заявление об отставке за короткий промежуток после громкого скандала в Польше напоминает легендарную историю об экс-секретаре СНБО Алексее Данилове, которого попросили на выход якобы после непристойного прочтения фамилии известного китайского дипломата. По крайней мере кто-то может считать, что польская сторона оценит утрату министром кресла как принесение его в жертву за дипломатический ляпсус. Но далеко не факт, что и при каденции преемника Кулебы между Украиной и Польшей не будут случаться подобные досадные эпизоды.
Из-за чего украинцы ссорились с поляками за последний год
Ссор между Киевом и Варшавой хватало, всех и не вспомнишь. Да и нет смысла поминать старое, ведь Польша стала для Украины ближайшим партнером с первого дня российского полномасштабного вторжения. Недавно президент Анджей Дуда озвучил сумму: за время войны украинцев с российскими террористами его страна в целом предоставила нам помощь на $25 млрд. Оттого и понятно, почему слова Кулебы польские политики назвали проявлением неблагодарности. Кстати, делают они это не в первый раз. Чуть больше года назад разразился дипломатический скандал из-за заявления руководителя офиса по вопросам международной поддержки в администрации Анджея Дуды Марчина Пшидача. Тот посоветовал Украине "ценить ту роль, которую Польша играет последние месяцы и годы". Результатом стал вызов в наш МИД посла Бартоша Цихоцкого. В конце концов стороны нашли общий язык, а Пшидач даже получил от Украины "личное приглашение" на переговоры в Саудовской Аравии. Однако понимание продлилось меньше месяца.
9 сентября 2023-го президент Владимир Зеленский, выступая на заседании Генеральной ассамблеи ООН, упомянул о споре с некоторыми странами ЕС по поводу украинского зерна. Те, по его словам, "устраивают политический театр" и "помогают подготовить сцену для московского актера". Поляки так прониклись заявлением Зеленского, что их МИД вызвал нашего посла и передал ему решительный протест. Напряжение в отношениях из-за блокирования поляками экспорта нашего зерна нарастало с приближением даты парламентских выборов в Польше. В то время хватало советов нашим чиновникам прикусить язык и не создавать повода для отдельных польских политиков получать поддержку на антиукраинской риторике. Тогда прогнозировалось, что замена правительства национал-консервативной партии ПиС командой либерала Туска позволит решить проблему с экспортом зерна через Польшу. Однако как только было сформировано новое правительство, оттуда заявили: эмбарго на украинское зерно сохранится.
В течение года споры из-за зерна продолжались, хотя попытки найти общий знаменатель украинская и польская стороны искали. На сегодняшний день масштабных блокировок границы со стороны Польши нет, однако как долго будет продолжаться затишье — неизвестно. Во-первых, скандалы типа упомянутого с Кулебой играют на руку антиукраинским силам в Польше. Это силы хоть и маргинальные, однако вредят добрососедским отношениям немало. Как тут не упомянуть достаточно недавние истории с нападениями на транспорт с украинским зерном. Во-вторых, в отношениях между Украиной и Польшей стороны проявляют излишне субъектную дипломатию. Как только случается спор — вызывают посла, свое возмущение выплескивают в медиа, а чаще стремятся больно задеть друг друга упоминаниями о прошлом.
Что важнее — геополитический статус или старые обиды
То есть Киев и Варшава обречены время от времени ссориться? Увы, мы друг для друга не простые соседи. Поэтому следует с холодным умом относиться к этому. Неоднократно звучали призывы к обеим странам не политизировать сложные моменты истории. Хорошая идея, но важно, кто первым вычеркнет эту проблематику из политической повестки дня. Учитывая слова Туска, в Варшаве не просто ждут первого шага от Украины, а дают понять, что без правды о Волынской трагедии (правды в польском понимании) наше продвижение в ЕС заблокируют.
Так признавать вину и посыпать голову пеплом, или в ответ каждый раз напоминать об операции "Висла"? Ни то, ни то. Во-первых, ситуация не требует ни спешки, ни создания новой конфронтации. Дойдет до обретения членства в Евросоюзе, тогда время подскажет правильное решение. Во-вторых, хотя поляки нервно реагируют на наше историческое видение, тамошние элиты между усилением геополитической роли Польши на фоне российского вторжения в Украину и обидами на украинцев за былое, выберут первый вариант. Они рационально мыслящие европейцы, хорошо понимающие, в чем их интерес. Крайний пример: Анджей Дуда во время встречи с литовским коллегой Гитинасом Науседой договорился предложить украинским военным учиться на расположенной в Польше базе ЛитПолУкрбрига. Такое предложение демонстрирует гонористость Польши в Европе ярче, чем эмоции, вызванные опрометчивым высказыванием украинского чиновника.