Олеся Линник: Страх — это самый большой мотиватор

Владелица холдинга Linkos Group о том, как IT стал делом ее жизни, как компания перешла на удаленную работу и появились ли государственные требования и рекомендации в сфере кибербезопасности

— Олеся, вы пришли в IT-бизнес из балета. Совершенно разительный контраст. Расскажите, пожалуйста, как это случилось?

— "Пришла из балета" — громко сказано. Балету я посвятила 13 лет, но детских. Это были занятия в хореографической школе. А после школы я просто оказалась послушной дочерью отца-программиста и пошла на финансы и бухучет безо всякого энтузиазма и интереса к этому делу. И, будучи студенткой, начала работать в IT–компании отца. Он с начала 90-х уже занимался разработкой программ для бухгалтерии и отдела кадров. Я же внедряла папины продукты у клиентов. Вот тогда я и полюбила бухгалтеров. И позже стала уже сама создавать продукты, которые помогают им в работе. Так IT стало делом моей жизни.

— Правда ли, что ваш бизнес конкурировал с бизнесом вашего мужа? Удавалось ли при этом избежать конфликтов?

— Удалось! Конкурент стал партнером не только в жизни, но и в бизнесе. Вот такой способ нейтрализации. Хотя считаю, что для супруга это больше шаг вперед и своевременная трансформация: переход на сторону электронных бланков, документов и технологий. Потому что сейчас уже никто и не вспомнит, как выглядит декларация НДС в бумажном виде и вряд ли сможет ее заполнить от руки. А он в свое время именно такие бланки и продавал в ассортименте своей канцелярской компании. А во время карантина и удаленной работы в диджитал–формате потребление бумаги компаниями скатилось до ноля. Так что IT "убивает" канцелярский бизнес. 

— А как, кстати, ваша компания справилась с карантинными условиями? 

— Герман Греф сказал, что страх — это самый большой мотиватор. Переживания и сложности в бизнесе есть всегда. И как бы сильно мы ни любили свою работу, главная ценность у каждого человека — это его жизнь и здоровье. И когда на одной чаше весов жизнь, то, что на второй — значения не имеет. Меня этим "накрыло" до введения локдауна весной. Я представила, что люди будут бояться идти на работу и выходить из дома. И как же тогда мы будем поддерживать наших клиентов? А их у нас около 500 тыс. 

В компании 500 сотрудников, и всех перевести на "удаленку" —­­ дело не быстрое. Я объявила в компании о разработке плана "Б" — работа из дома. Сотрудники думали, что я не в себе. Ведь никто тогда не мог поверить, что все может закрыться и остановиться до такой степени. Но благодаря моей истерии к моменту объявления карантина мы уже были технически готовы и быстро перешли на домашний рабочий режим. А дома стали работать еще больше и продуктивнее. Смогли оперативно помочь клиентам M.E.Doc перейти на обмен документами в электронном виде. 

И выпустили два новых продукта — программные РРО CashAlot и "Сота-касса" для регистрации чеков в онлайн–режиме на сервере налоговой. Год получился плодотворный.

— В январе 2018 года вы говорили, что в Украине необходимо разработать единые государственные требования и рекомендации в сфере кибербезопасности. Было ли это сделано, и на должном ли уровне?

— Нашей компании досталось серьезное испытание, через которое пришлось пройти. И мне хочется, чтобы наша жертва не была напрасной. Кибербезопасность стала моей паранойей. Увы, ничего не изменилось в вопросе официальных требований и рекомендаций — их по-прежнему нет.

Работа и жизнь в карантинных условиях еще больше переместились в цифровое поле. К сожалению, немногие задумываются о системах защиты и построении безопасной работы на "удаленке". Пугающая беспечность! Я всем настойчиво рекомендую обратить на это внимание, привлечь специалистов и не пренебрегать вопросами кибергигиены.