Новая глобальность. Как Илон Маск и сетевые секты будут атаковать Google и Facebook
Что могут новые корпорации противопоставить давлению государства и сочувствующего ему общества, немало пострадавшего от абсурдной автоматизированной цензуры социальных сетей?
Немалая часть западной (но не только) научной фантастики 1970-1980-х была посвящена страхам перед возвышением транснациональных корпораций и созданию ими на руинах государств некоего глобального правительства. Более того, дезинтеграция СССР, быстрый захват его девственных потребительских рынков западными экономическими гигантами, установление многолетнего доминирования постмодернизма в популярной культуре и политике – все это указывало на небеспочвенность подобных опасений.
Цифровые пузыри
Впрочем, для целых слоев (как правило, это служащие банковского сектора и торговли) вера во всемогущество ТНК и замену ими неповоротливых государств с их закупорившим социальные лифты правящим классом и бюрократами – превращала опасения в надежду. Однако в 2008 г. такая картина мира, начавшая было воплощаться в жизнь, а в некоторых странах ставшая прочно укореняться, получила сильную пробоину.
Кризис ипотечных деривативов, в основании которого лежала не так логика экономических явлений, как безответственность, алчность и жульничество, ударил корпорации о государственную скалу. Вчера еще высокомерные банкиры побежали к правительствам с протянутой рукой (то же, хоть и в куда меньших масштабах, произошло с олигархическими холдингами в Украине в 2014 г.).
Прошлый рубеж десятилетий – это национализация убытков, приватизация прибыли, быстрое увеличение государства в экономической системе, усиление транснациональных бюрократических монстров, таких как ЕС, возвращение влияния ВТО и МВФ (кому он нужен был в нулевые?). Все это заметно изменило расклад на многомерной шахматной доске, при этом как государства, так и традиционные ТНК, добывающие, перерабатывающие, сборочные и торговые, не заметили нового конкурента, вышедшего из-за их спин, из тени пресловутых гаражей и небольших, экспериментальных военных контрактов.
Десятые годы, без сомнения, стали эпохой корпораций в сфере информационных технологий и коммуникации. И теперь у корпораций все сложнее складываются отношения с государствами и обществами (или глобальным обществом). Мгновенная расправа неформального консорциума информационных гигантов над Дональдом Трампом и сетью его сторонников Parler могла стать неожиданностью только для тех, кто не следил за происходящим в последние годы с мировой экономикой и политэкономией.
В частности, по наблюдениям директора экономических программ Украинского института будущего Анатолия Амелина, летом 2020 г., когда мировая экономика пыталась отдышаться от вынужденного простоя (как оказалось, преждевременно), индекс S&P поднялся всего на 1%, причем эти же технологические гиганты показали стремительный рост (чем обеспокоили аналитиков, внимательно следящих за возникновения пузырей). Так, акции Facebook и Google подскочили более чем на 10%, Apple и Microsoft выросли на 25%, а Amazon – на колоссальные 57%. В прошлом году эти пять компаний вместе составили около 22% индекса S&P 500. Капитализация перечисленных компаний (потенциальный холдинг GAFAM) – больше, чем ВВП Японии ($5 трлн).
В свою очередь, ежемесячная аудитория социальных сетей выросла до 4 млрд пользователей — это значит, что в них зарегистрировано 53% населения Земли. Итак, клиентов Facebook – 3 млрд, WhatsApp (принадлежит Facebook) – 2 млрд, Facebook Messenger – 1,3 млрд. У Google – 4 млрд пользователей, YouTube (принадлежит Google) – 2 млрд пользователей, устройств Android (тоже Google) более 2,5 млрд. В октябре 2019 г. Google занял первое место среди самых посещаемых мультиплатформенных веб-ресурсов в США с почти 259 млн уникальных посетителей (79% населения США). На этом фоне Amazon со своими 150 млн подписчиков выглядит скромно.
Австралийский прецедент
Так что же, это конец истории? Вот эта группа компаний теперь и будет управлять планетой? Нет – но борьба за доминирование предстоит очень жесткая, и в туманном будущем все группировки (новые и старые корпорации, государства, горизонтальные сообщества и, по-видимому, церкви, а также старые террористические организации) постараются закрепиться в своих нишах.
Вопрос в том, кто пострадает больше всех и будет вытеснен на периферию. Скорее всего, слабые государства и пользующиеся устаревшими технологиями корпорации, извлекающие ренту из использования дешевых рабочих рук и нерыночного доступа к природным ресурсам или монопольного статуса. Государства, информационные гиганты и общества уже схлестнулись в противостоянии, о чем свидетельствует яркий австралийский кейс.
Около трех лет назад австралийские власти решили, что такие технологические гиганты, как Google и Facebook, обладают слишком большой рыночной властью (в общем-то, в краже контента рыночного мало), и это негативно сказывается на прибыли местных СМИ. После длительных общественных обсуждений в апреле 2020 г. правительство приступило к воплощению задуманного. Оно обратились к Австралийской комиссии по конкуренции и защите прав потребителей с просьбой разработать документ, который бы ликвидировал этот дисбаланс.
А 25 февраля текущего года австралийский парламент принял Кодекс ведения переговоров со СМИ и цифровыми платформами. Он обязывает Google и Facebook платить за новостной контент, публикуемый местными СМИ на платформах корпораций, и раскрывать алгоритмы. А также договариваться о суммах компенсаций с новостными организациями – ведь платформы придерживаются лукавой логики, что это им должны платить за массовость. В случае если такие переговоры провалятся, цену будет определять государственный арбитр. Понятно, что сребролюбивые корпорации, которые спокойно прогибаются перед людоедскими режимами, решили продемонстрировать силу.
Сначала Google пригрозила отключить свою поисковую систему в Австралии, но предложила альтернативу – размещать и оплачивать контент местных СМИ на Google News Showcase. Facebook пообещала "убрать Австралию из друзей", а 17 февраля выполнила обещание – заблокировала весь новостной контент местных медиа и государственных органов. Трафик у изданий упал до 30% (зато, стоит думать, прибавилось читателей, которых платформы давно низвели до статуса ботов). Правительству Австралии пришлось пойти на компромисс – после недельных пререканий стороны сумели договориться. Власти предложили внести в кодекс четыре поправки, которые будут регулировать споры, связанные с переговорами между корпорациями и местными медиакомпаниями. Facebook, в свою очередь, вернет возможность изданиям публиковать посты.
В общем, сошлись на середине дороги – корпорации будут освобождаться от обязательной платы за контент, если смогут доказать свой "значительный вклад" в развитие австралийской медиаиндустрии. Интересно, кто будет определять "значительность" – скорее всего, чиновники. По словам главного казначея страны Джоша Фрайденберга, Google также приняла изменения, но в компании от комментариев воздержались. При этом платформа уже подписала трехлетний контракт с News Corporation и другими издателями, что укрепило их главенствующее положение на местном рынке. Алгоритмы продвижения и сбора данных пока раскрывать не будут, но деньги, наконец, платить придется.
Государства готовят реванш
Это очевидный прецедент, ведь Австралия – первое государство в мире, правительство которого сможет устанавливать техногигантам цену за новостной контент медиакомпаний. Примеру Австралии готовы последовать и другие страны: в Европарламенте рассматривают возможность внести поправки в законодательство, обязав Google и Facebook договариваться с местными издателями и информировать их об изменениях алгоритмов. По этой же траектории двигаются и Великобритания с Канадой, а в США готовятся более масштабные изменения.
Дело в том, что платформы успели основательно навредить обществу, искажая электоральные процессы. Казус с Cambridge Analytica, манипулировавшей огромной базой данной, полученной у социальных сетей, что во многом повлияло на результат британского референдума и президентских выборов в США 2016 г., отнюдь не забыт. В особенности – Демпартией и Джо Байденом. Так что, похоже, бизнес Цукерберга все будущие годы будет подвергаться атакам с целью контроля или раздела, а также передачи частичного контроля каким-нибудь промежуточным институтам.
Между тем все может оказаться и хуже – дело в том, что внутренняя политика нынешнего Белого дома дает серьезный левый крен. В частности, новый огромный пакет экономического стимулирования может еще больше раздуть рыночные пузыри ряда передовых корпораций. Недавний случай с умышленной блокировкой торговым приложением онлайн-брокерской компании Robinhood возможности покупки инвесторами акций Gamestop показал, как это возможно усугубить, сделав биржевый контроль беспомощным. Поэтому вполне вероятно, что США ждет повторение короткого фондового кризиса марта 2000 г., когда за два последующих года стоимость компаний обвалилась на все те же $5 трлн.
Этот сценарий может повториться в силу обретения массовости биржевым инвестированием с помощью устройств, а также огромным количеством свободных денег, которое продолжает расти (в инфляцию же никто не верит, пока она не приходит). Вот тогда некоторые социальные сети федеральное правительство сможет "взять тепленькими", как это уже произошло с банками и страховыми компаниями 12 лет назад. Вряд ли здесь можно говорить о планируемых заговорах, просто формируется некая тенденция.
Что могут новые корпорации противопоставить давлению государства и на этот раз сочувствующего ему общества, немало пострадавшего от абсурдной автоматизированной цензуры социальных сетей? Разве что дальнейшую и ускоренную интеграцию, лоббизм и даже создание новых юрисдикций (вплоть до скупки островных государств – в общем, и у Китая теперь есть чему поучиться). Но, скорее всего, информационные гиганты, ставшие неповоротливыми и самонадеянными, просто не успеют.
В частности и потому, что на пятки им наступают организации следующей волны – это новая промышленность, символом которой является Илон Маск, это горизонтальные расследовательские сообщества и разнообразные сетевые секты. Уж скорее они перепрыгнут некий этап, которым коммуникационным корпорациям пришлось медленнее пройти в десятые годы, и станут создавать юрисдикции, а с ними и коллегиально управляемые службы безопасности, а также наемные армии – под ключ.
В любом случае после некоторого отдыха при Трампе и его эпигонах вне США глобализация вновь возвращается на свою столбовую дорогу. Новый этап, по всей вероятности, будет предполагать свержение нынешних титанов и принесение их в жертву чему-то новому, возникающему на стыке глобальной экономики и глобального общества.