— Евгений, по большому счету вся история ACINO в Украине — это история инвестиций, при этом в свое время довольно рискованных?
— Выход компании ACINO на наш рынок планировался с 2012 г., но события 2013–2014 гг. внесли коррективы. Тем не менее в 2015 г. сделка состоялась. Я и сейчас поражаюсь, как тогда, в ситуации полной нестабильности, когда валюта девальвировала в три раза, инвесторы приняли на себя все эти риски. Но! Результат налицо: сегодня головной офис ACINO в Украине выполняет также функцию региональной штаб-квартиры для бизнеса ACINO в СНГ и соседствующих с ним странах, и за пять лет мы увеличили продажи в регионе в пять раз. Мы вообще уникальная фармкомпания, потому как для ACINO Украина является рынком №1 по обороту. Больше таких примеров на мировом фармрынке я не знаю. По показателям продаж в Украине сегодня мы на 5-м месте в сравнении с 24-м на момент сделки.
— Но такой рост наверняка накладывает и новые обязательства, а значит — нужны новые инвестиции в развитие?
— Безусловно. В 2015–2020 гг. только в развитие завода (в Украине. — "ВД") было вложено 18,9 млн евро. До конца 2022 г. планируется инвестиция в 7 млн евро. Реконструкция закончится в начале 2023 г. и мощность завода вырастет на 80% — это притом что сегодня предприятие может выпускать 1 млрд капсул и 1 млрд таблеток в год. Оборудование здесь абсолютно тождественно установленному на площадках ACINO в Швейцарии, мы постоянно обновляем парк и в 2018 г., при поддержке ЕБРР, прибрели капсулонаполняющую машину BOSCH. Мы всего лишь седьмая компания в мире, купившая такую технику. Этот аппарат контролирует вес каждой капсулы при скорости производства 160 тыс. капсул в час.
В рамках сотрудничества с ЕБРР мы реализуем на заводе инновационные климатические технологии по программе FINTECC: уже внедрили несколько инициатив по повышению энергоэффективности производства — за два года в разы снизили выбросы СО2, энергопотребление — на 6% (268 тыс. кВт·ч), потребление газа — на 32%, воды — на 20%. При этом мощности завода выросли.
— Содержание лаборатории R&D — тоже своего рода инвестиции?
— Колоссальные! В любом фармпроизводстве огромные средства вкладываются в контроль качества, но это часть производства, а лаборатория R&D — это перспектива. Цикл разработки генерика от идеи до регистрации — четыре года и требует вложения больших средств. Сейчас в лаборатории в разработке 10 проектов, и вот первая ласточка: с новым препаратом собственной разработки мы выиграли тендер в Кувейте. И видим перспективы за пределами СНГ с еще несколькими продуктами для лечения заболеваний центральной нервной системы.
— Тогда как вы оцениваете приоритет тех или иных направлений в развитии?
— Все очень просто! Кто непосредственно делает бизнес? Не я, не менеджмент, его делают люди, которые у нас работают. Сейчас это более 900 человек, мы только в Украине создали 600 рабочих мест, и это высокооплачиваемые квалифицированные места. С 2017 г. в Украине действует Международный центр сервисных функций, более ста человек обеспечивают операционную деятельность ACINO в других странах мира: IT-сервис, финансовые операции, регуляторную и медицинскую деятельность, непрямые закупки,
HR, проектный менеджмент, контроль качества субстанций, эксипиентов, исследование стабильности продукции для наших швейцарских заводов и так далее.
Моя задача — мотивация людей, работающих в ACINO в Украине. Помимо того, что мы создаем комфортные условия работы, а это стабильная конкурентная заработная плата, программы развития профнавыков и личностного роста, страхование жизни и здоровья, сильная корпоративная культура, мы заботимся и о будущем наших сотрудников: одни из первых в отрасли внедрили частную пенсионную программу, инвестируем в строительство спортивно-учебного комплекса, и многое другое.