В Европу нас не пустят. Украинцев пугают обманом со стороны Брюсселя
"Деловая столица" продолжает цикл материалов о "страшилках", которыми пугали украинцев в этом году в надежде вызвать Майдан-3.
Некоторые страшилки, звучавшие в нынешнем году, оказались долгоиграющими: на данный момент их нельзя еще назвать несбывшимися. Две самые популярные из них касаются евроинтеграции. Это совсем неудивительно, ввиду черепашьих темпов сближения Украины и ЕС. Евробюрократы и европарламентарии спешат выполнять взаимные договоренности ничуть не больше, чем украинские чиновники и депутаты.
Нидерландский капкан
Первая такая страшилка пугает тем, что Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом вообще останется в подвешенном состоянии, т. е. не преодолеет все необходимые ратификационные процедуры. Главным препятствием стал "консультативный корректирующий референдум", состоявшийся в Королевстве Нидерландов 6 апреля. В нем приняло участие 32,3% нидерландцев, имеющих право голоса. 38,5% тех, кто пришел, проголосовали за ратификацию соглашения с Украиной, а 61,5% — против.
Инициаторами референдума были нидерландские евроскептики. Они признавались, что им нет дела до Украины, что для них референдум о соглашении с Украиной — это только способ высказать отрицательное отношение к евробюрократии. И тот факт, что более двух третей нидерландцев, имеющих право голоса, не пришли на референдум, красноречиво подтверждает, что украинский вопрос вообще не интересовал подавляющее большинство подданных нидерландского короля.
Тем не менее референдум действительно создал немалую проблему в отношениях между Украиной и ЕС. И нашлось немало желающих объявить это провалом Киева. Язвительными комментариями были исполнены московские СМИ. Например, российский премьер Медведев заявил, что "итоги голландского референдума об ассоциации Украины с ЕС — индикатор отношения европейцев к украинской политической системе".
В Украине еще до голосования в Нидерландах подобную интерпретацию ожидавшихся результатов давал депутат Сергей Лещенко. "Евроскептикам легко объяснить голландцам, почему нужно голосовать против. Гораздо сложнее найти слова, убеждая жителя Нидерландов сказать да стране, находящейся в 3 тыс. км на восток, где долгое время не могут провести реформы, а местная коррупция стала международным "брендом". Поэтому результаты референдума должны стать уроком не только для голландских политиков, но и для "печерского треугольника". А возможное поражение в Нидерландах — толчком для кадровых изменений в украинской политике", — утверждал Лещенко за неделю до референдума. И затем этот свой тезис о "поражении в Нидерландах" он активно использовал в качестве аргумента, почему нужно менять нынешнюю власть.
Впрочем, хотя процедура ратификации соглашения со стороны ЕС не завершена, но в Брюсселе ищут решение этой проблемы. А само соглашение продолжает применяться на временной основе, а в его текст не будет вноситься никаких изменений.
Морковка безвиза
Вторая страшилка касается безвиза. Введение Евросоюзом безвизового режима для украинцев затянулось настолько, что стало напоминать морковку, повешенную перед осликом: он идет к ней, идет и все не может дотянуться. Безвиз действительно использовался Брюсселем как стимул, чтобы Киев шел по пути реформ. Кремлевские СМИ злорадно пророчествовали, что украинцам не видать безвиза с ЕС как своих ушей.
Но такие же прогнозы выдавали и украинские деятели, называющие себя (может, это самоирония такая) еврооптимистами. Причем они не просто пугали торможением безвиза, а еще и сами были тормозами. Самый нашумевший пример — статья "Имитаторы реформ. Почему Запад должен отказать Порошенко в финпомощи и безвизовом режиме", которая выражала единодушную позицию редакции "Европейской правды", поддержанную редколлегией "Украинской правды". С той же позиции выступали депутаты Сергей Лещенко, Мустафа Найем, Егор Соболев, борец с коррупцией Виталий Шабунин. Впрочем, не все тормоза безвиза действовали открыто. 16 ноября на заседании Верховной Рады вице-спикер Ирина Геращенко пообещала: "Когда получит Украина безвизовый режим, мы расскажем украинскому обществу, что делали некоторые из этого зала и некоторые так называемые общественные активисты, как они бегали по посольствам и просили не давать Украине безвизовый режим".
По-человечески тормозов безвиза можно понять. Их тешило чувство, что теперь они могут влиять на руководство государства, что от них зависят рейтинги ведущих политиков и партий. А кое-кто, как Сергей Лещенко, уже видел себя в роли президента и даже заявлял об этом на полном серьезе.
Проблема тормозов в том, что они не умеют быть ускорителями. Когда темп движения очень медленный, затормозить проще простого, мозги для этого вообще не нужны. Но вот затем возобновить движение, сдвинуть процесс с мертвой точки может оказаться очень сложно. Для этого могут потребоваться колоссальные затраты времени, мозгов и усилий.
Читайте также: