• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Некомплект. Кто будет оборонять Киев в час X

За два года в Украине создана новая модель формирования вооруженных сил, основанная на контрактниках и резервистах. Но системы территориальной обороны по-прежнему фактически нет
Фото: Тарас Грень
Фото: Тарас Грень
Реклама на dsnews.ua

До конца октября должны вернуться домой мобилизованные в шестую волну. При этом седьмой волны не будет. Это очень важный психологический момент в жизни украинской армии. За два с половиной года она совершенно перестроила свою структуру.

Новая модель

Напомним, Путин получил от Совета Федерации РФ разрешение ввести войска на территорию Украины 1 марта 2014 г. Первая волна частичной мобилизации украинцев началась по указу Александра Турчинова 18 марта, вторая, тоже по указу Турчинова, — 7 мая. Следующие волны проводились уже согласно указам Петра Порошенко: третья — с 24 июля 2014 г., четвертая—шестая — в 2015 г.: с 20 января, с 20 апреля и с 19 июня. Шестая волна завершилась 17 августа 2015 г., и больше новых волн не было.

В январе 2016-го Генштаб анонсировал седьмую волну, ссылаясь на необходимость доукомплектации ВСУ после демобилизации четвертой волны. "Естественно, чем больше будет привлечено контрактников, тем меньшей будет потребность в мобилизованных", — сообщал Генштаб. Однако тогда же Порошенко объявил, что "уже в этом месяце планируем повысить денежное обеспечение для контрактников и офицеров в 2,5 раза". Процесс привлечения контрактников пошел более активно, и седьмой волны не понадобилось.

Таким образом, можно утверждать, что Украина уже перешла на новую модель формирования вооруженных сил. Как сообщил на днях президент, только в этом году контракты подписали 57 тыс. украинских добровольцев. А из тех, кто уже отслужил и вернулся домой, создан оперативный резерв первой очереди в составе почти 100 тыс. военнослужащих.

Сейчас эти парни и мужики работают на обычных предприятиях в своих городах, поселках, селах или стоят на учете в службе занятости как безработные. До конца октября к ним присоединятся демобилизованные шестой волны. Значение этого резерва трудно переоценить. Дело не только в том, что резервисты имеют боевой опыт и их не нужно обучать. Не менее важно то, что в случае необходимости они могут в течение суток (самостоятельно или с помощью военкомата) прибыть в бригаду, к которой они приписаны. По информации Генштаба, резервисты распределяются по бригадам по территориальному принципу, чтобы минимизировать время прибытия в воинскую часть. Но по желанию самого резервиста он может быть приписан к той бригаде, где он ранее проходил службу.

Многие выбирают именно второй вариант. Они знают свои функциональные обязанности, командиров, технику и оружие, словом, полностью готовы к выполнению боевой задачи.

Реклама на dsnews.ua

Враги и недруги любят злословить по поводу того, что в украинской армии кошмарный некомплект. Действительно, некомплект — это сущая правда, так и было запланировано с самого начала. Около половины (а в каких-то воинских частях и больше) штата не заполнено именно потому, что эти места оставлены для резервистов на случай часа X.

Как уже рассказывала "ДС", в сентябре были проведены первые в истории Украины серьезные учения с участием резервистов в 14-й, 72-й, 92-й отдельных мехбригадах, 25-й воздушно-десантной бригаде, 79-й, 80-й, 95-й десантно-штурмовых бригадах, 40-й и 43-й отдельных артиллерийских бригадах. На 12-дневные сборы были вызваны около 8 тыс. резервистов, как правило, высокомотивированных бойцов первых трех волн мобилизации. Сформированные из действующих военнослужащих и резервистов смешанные подразделения приняли участие в бригадных тактических учениях с боевой стрельбой, также отрабатывались наступательные действия с форсированием водных преград.

Однако модель, основанная на контрактниках и резервистах, все же не столь надежна, как хотелось бы. Как сообщает управление связей с общественностью ВСУ, 80% опрошенных резервистов готовы в любой момент встать на защиту Родины и прибыть по вызову в воинские части. Но 20% не готовы, а это 20 тыс. воинов, которых недосчитается наша армия в случае нового российского вторжения. Есть проблемы и с контрактниками: все-таки для некоторых из них деньги были единственным мотивом, почему они записались на службу.

Хотя и говорится о переходе на службу по контракту, но не отменена срочная служба. В нынешнем году под осенний призыв, начавшийся 4 октября, подпадут почти 14 тыс. молодых украинцев. Срочники проходят службу вне зоны АТО, боевого опыта не получают, но какое-то обучение проходят. Вопрос в том, совпадут ли их воинские специальности, обретенные за время службы, с теми, что будут нужны на фронте.

Слабое место

Однако самое слабое место во всей этой системе — территориальная оборона, в частности столицы. Наиболее подготовленные для защиты своего города — это резервисты, воевавшие в АТО, но как раз они уедут в воинские части, к которым приписаны. А остальные киевляне, которые хотят быть готовы оборонять свой город, по сути, могут рассчитывать только на самих себя. У военного руководства, да и у городских властей до вопросов территориальной обороны не доходят руки. Словно ни для столицы, ни для других городов никакой опасности не существует.

Казалось бы, тут немало могло бы сделать "Товариство сприяння обороні України" (преемник украинского подразделения ДОСААФ). Но сама эта структура является проблемой. Председатель ТСО Украины Виктор Тимченко получил свой пост во времена Януковича, ранее руководил Донецкой облорганизацией ТСО, до того был начальником Донецкого высшего военно-политического училища. А еще он отец гендиректора ахметовского ДТЭК Максима Тимченко. Потому неудивительны слухи о совсем не проукраинских настроениях в руководстве ТСО и его прямых связях с донецкими сепаратистами.

Между тем опыт самоорганизации граждан для территориальной обороны Украина уже получила в ходе войны в Донбассе. Когда в апреле 2014 г. был захвачен Славянск, из бывших оперов и офицеров СБУ стихийно сформировалась целая группа. Имея разрешенное оружие, эти люди в солидном возрасте довольно активно действовали в Славянске, в Красном Лимане. Им удалось даже проникнуть в окружение Гиркина-Стрелкова. Вскоре они нашли выходы на СБУ и оказали большую помощь в освобождении города. Эта подпольная группа фактически контролировала город в первые часы, после ухода Гиркина, они обеспечивали приезд в город президента Украины, министра обороны, министра внутренних дел.

В этом году 14 июня на заседании Генштаба глава государства обратил внимание на необходимость изучения возможностей территориальной обороны государства. "На случай агрессии, вопрос построения территориальной обороны с учетом опыта последних двух лет должен быть тщательно проработан", — отметил президент. Он также выразил убеждение, что следует подготовить и инфраструктуру, и соответствующую материально-техническую базу для того, чтобы иметь возможность в случае необходимости оперативно развернуть партизанское движение.

В ряде областей в этом году были проведены сборы военнообязанных в рамках подготовки отрядов территориальной обороны. Возможно, какие-то практические шаги делаются и для подготовки партизан, закладки схронов с оружием и боеприпасами — об этом, понятно, военные не будут рассказывать широкой публике. Но подавляющее большинство киевлян и жителей других городов во всей этой подготовительной активности не задействованы. И по-прежнему не знают, что им нужно будет делать, чтобы оборонять свой город.

    Реклама на dsnews.ua