• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Три года после Йолки. Почему никто не сидит

Третью годовщину Йолки (не той, которая поет, а той, что на крови) мы вновь отмечаем с осознанием факта: никто не посажен. Как и два года, как и год тому назад
Фото: УНИАН
Фото: УНИАН
Реклама на dsnews.ua

Трех виновных Янукович назначил сразу: тогдашних главу КГГА Александра Попова, замсекретаря СНБО Владимира Сивковича и начальника киевской милиции Валерия Коряка. Кстати, именно этот факт Янукович и сейчас хорошо помнит (судя по его свидетельским видеопоказаниям), в отличие от всего остального.

За три года кое-что изменилось. В конце прошлого года в Генпрокуратуре заявили, что решение о разгоне Евромайдана в ночь на 30 ноября 2013 г. принял лично Янукович, именно он дал такое поручение тогдашним министру внутренних дел Виталию Захарченко и секретарю СНБО Андрею Клюеву, а они в свою очередь руководили действиями Коряка, Сивковича и Попова. Сейчас в ГПУ отмечают, что в деле о разгоне митингующих 30 ноября подозрения объявлены 15 лицам. Из них девять (включая Януковича, Захарченко, Клюева, Сивковича и Коряка) сбежали и объявлены в розыск. Следствие по ним остановлено. Чтобы возобновить его, нужен закон о заочном осуждении. ГПУ уже разработала проект, осталось его принять. И тогда, обещает Юрий Луценко, приговоры по делам о преступлениях Януковича и его окружения (а таких дел много) можно ожидать уже в 2017 г.

 Жалостный Попов

Среди тех, кто не сбежал, самая важная шишка – Попов. Обвинительный акт против него был направлен в Шевченковский райсуд столицы еще в феврале прошлого года. Экс-глава КГГА сейчас жалостно утверждает, что он не виноват в насилии над студентами и другими гражданами ранним утром 30 ноября, поскольку их разгоняли беркутовцы, к которым КГГА не имеет никакого отношения. ГПУ строит обвинение на том факте, что Попов, будучи в сговоре с Сивковичем и Коряком, приказал вывести на площадь Независимости коммунальную технику для монтажа новогодней елки и что этот приказ стал предлогом для кровавого разгона участников акции протеста.

Факт сговора подтвердил сам Попов еще в самых первых своих показаниях, во время очной ставки 13 декабря 2013 г. с Коряком и Сивковичем. Тогда Попов признался, что у него "была инструкция руководствоваться решениями Сивковича" и что такую инструкцию ему дал Клюев. Попов сообщил, что в его рабочем кабинете Сивкович принял решение о времени заезда на Майдан грузовых автомобилей с конструкциями елки. "После этого я передал это указание своему заместителю", – сказал экс-глава КГГА. Он также подтвердил их совместный с Сивковичем приезд к Коряку, в рабочем кабинете которого они находились все то время, когда беркутовцы разгоняли Евромайдан.

Реклама на dsnews.ua

Сейчас судебный процесс по делу Попова находится на стадии допроса потерпевших. А поскольку потерпевших много – 84 (правда, не все они согласились давать показания в суде), это длительная стадия. На последний месяц года запланированы три судебных заседания: 6, 13 и 22 декабря.

Если суд признает Попова виновным, ему грозит пять лет лишения свободы и возмещение материального и морального ущерба потерпевшим на общую сумму около 50 млн грн. Пока что хоть каким-то наказанием для Попова являются сами судебные процессы. Он не заключен под стражу, ему избрали меру пресечения в виде личного обязательства. И согласно этому обязательству он ходит на суд, как на работу.

Командиры "Беркута" и их начальник

В июне 2015 г. в тот же Шевченковский суд были направлены материалы досудебного расследования относительно бывших заместителей командира полка милиции особого назначения "Беркут" Андрея Дидюка и Николая Тягнирядно и командиров рот этого полка Евгения Антонова и Юрия Шевченко. Как и Попов, они обвиняются в незаконном препятствовании проведению уличных походов и демонстраций (ст. 340 УК) и превышении власти (ст. 365 УК). Еще трое сбежали: командир полка Сергей Кусюк и командиры рот Руслан Скрицкий и Дмитрий Садовник.

Все четверо обвиняемых показаний не дают, со следствием не сотрудничают. Один из них – Дидюк – из милиции уволен не был, а наоборот, получил должность командира полка. За это время он успел провести служебное расследование в связи с исчезновением той документации полка, что могла касаться одного из его сослуживцев, Антонова, который также является обвиняемым по делу о разгоне Евромайдана. Проверка под руководством Дидюка не выявила, что же случилось с документами и кто виноват в их исчезновении. Ничем завершилась и другая служебная проверка – в связи с фальсификацией данных по делу о пропавшей документации. Проводило ее МВД по ходатайству адвокатов потерпевших евромайдановцев.

В мае 2015 г. Дидюк был награжден орденом Даниила Галицкого "за личное мужество и высокий профессионализм героизм, проявленные в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, верность военной присяге". К тому времени он был повышен в звании с майора до подполковника. В январе 2016 г. его понизили в должности до помощника командира полка патрульной службы полиции особого назначения "Киев" главного управления Национальной полиции в Киеве, но в апреле он вернулся на должность командира полка полиции особого назначения №1 ГУ НП в Киеве (так теперь называется бывший "Беркут"). Недавно ему пришлось оставить эту должность, и сейчас она вакантна.

15 ноября 2016 г. Генпрокуратура завершила досудебное расследование в отношении экс-руководителя управления общественной безопасности ГУ МВД Украины в Киеве Олега Мариненко. Его подозревают в том, что он отдал приказ бойцам "Беркута" совершить силовой разгон активистов на Майдане 30 ноября 2013 г. В результате пострадали более 80 митингующих. Также бывший милицейский начальник подозревается в том, что на следующий день, 1 декабря, он отдал приказ "Беркуту" и бойцам внутренних войск МВД применить физическую силу и спецсредства к митингующим и журналистам. В результате пострадали 29 активистов и 22 представителя СМИ. А еще ему инкриминируется ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, в результате чего получили телесные повреждения 26 бойцов внутренних войск и патрульно-постовой службы.

Что касается непосредственных исполнителей преступных приказов о разгоне Евромайдана, то, как утверждает руководитель департамента спецрасследований Генпрокуратуры Сергей Горбатюк, на Майдан в то раннее утро вышли 290 беркутовцев: 200 из киевского "Беркута" и по 30 из Сумской, Черкасской и Луганской областей. Последние были в задних рядах, а непосредственно разгоняли евромайдановцев столичные беркутовцы. Личности всех их установлены, но не идентифицирован ни один исполнитель именно избиения митингующих. Около половины этих киевских беркутовцев по-прежнему служат в полку полиции.

Таким образом, сейчас есть шестеро обвиняемых: экс-глава КГГА Попов, экс-начальник управления общественной безопасности ГУ МВД Украины в Киеве Мариненко и командиры "Беркута" Дидюк, Тягнирядно, Антонов, Шевченко. И есть шансы, что приговоры им будут вынесены до четвертой годовщины Йолки. Интересно, решится ли Шевченковский суд Киева вынести оправдательные приговоры?

    Реклама на dsnews.ua