Станут ли "зрадой" выборы в ОРДЛО

Пока что все разговоры об этих выборах — не более чем гипотезы, поскольку Путин не продемонстрировал ни малейшего желания вывести из Донбасса свои войска

Выборы в ОРДЛО (отдельных районах Донецкой и Луганской областей) были одним из пунктов еще первых Минских соглашений, от 5 сентября 2014 г. 16 сентября того же года Верховная Рада приняла закон об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО, которым установила дату проведения там местных выборов: 7 декабря 2014 г. Путин сорвал выполнение Минска-1, решив вместо выборов по украинскому закону провести 2 ноября псевдовыборы "глав" и "народных советов" фейковых ДНР и ЛНР. Тогда у него были планы принудить Киев к прямому диалогу с якобы "избранными на всеобщих выборах представителями Донецка и Луганска". Но Украина это пожелание Кремля проигнорировала, и в феврале 2015 г. Путин согласился на Минск-2, где вновь говорится о местных выборах в ОРДЛО по украинскому закону.

Путинские марионетки на оккупированных территориях несколько раз назначали и затем переносили собственные "местные выборы", сейчас они готовятся провести их 24 июля. Чтобы избежать этого, намекает Кремль, украинцы должны поспешить с узакониванием "особого статуса" ОРДЛО и согласиться на предложенный Кремлем сценарий выборов. Украинская сторона на переговорах в любом формате ("нормандском" и "минском") отвергает навязываемые ей сценарии и даты, говоря, что сама напишет закон и назначит день выборов. Впрочем, все участники переговоров вполне осознают, что спор идет не об этом: дата и сценарий выборов - лишь предлог для отсутствия договоренностей, а настоящий камень преткновения - это вопрос о выводе российских войск с Донбасса.

"Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп", - этого требует 10-й пункт Минска-2, правда, без какого-либо дедлайна. Российская сторона указывает на 9-й пункт, где записано, что восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта "должно начаться в первый день после местных выборов". Козырь украинской стороны - 12-й пункт, в котором говорится, что "выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ". Трудно представить, чтобы БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека) заявило о соответствии стандартам ОБСЕ выборов в ОРДЛО в условиях российской оккупации. Поэтому Киев настаивает на выполнении 10-го пункта до выборов. Если Путин согласится еще до начала избирательной кампании в ОРДЛО вывести оттуда свои войска вместе с наемниками и военной техникой, тогда будет возможен компромисс насчет дальнейшего сценария, включая сроки и процедуру разоружения незаконных групп, дату голосования и принципы избирательной системы.

В то же время в Киеве, как и в западных столицах, прекрасно понимают, что Путин в любом случае не выпустит процесс выборов в ОРДЛО из-под своего контроля. И при любой избирательной системе там победят нелояльные к киевским властям кандидаты. Отсрочка выборов до зимы или до следующего лета тут не поможет. Нужны многие годы, чтобы выветрились последствия интенсивной кремлевской пропаганды. Да и местная "элита" немало постаралась, пугая своих земляков "бандеровцами" и "нациками" (еще с конца 1980-х, когда зарождался Народный Рух), чем хорошенько подготовила почву для российского вторжения.

Тем не менее Киев готовится к выборам в ОРДЛО. 28 апреля это подтвердил в интервью украинской студии "Голоса Америки" замминистра иностранных дел Украины Вадим Пристайко: "Мы готовы сейчас разработать закон, согласовать его и согласно этому закону срочно начать выборы, дабы получить уже этим летом легитимных представителей Луганска и Донецка, чтобы с ними вести переговоры". Он признал, что тогда украинская политика пополнится кремлевскими марионетками. "Если в результате выборов эти люди придут к власти - нам придется искать возможность взаимодействовать с ними: и в парламенте, и в правительственных и местных структурах", - заявил замминистра.

Украинская сторона не может категорически отказываться от выборов в ОРДЛО, поскольку хочет обменять их на вывод российских войск. Но есть еще один аргумент за эти выборы. Сейчас на заседаниях трехсторонней контактной группы в Минске (три стороны - это Украина, Россия и ОБСЕ) представители Украины вынуждены терпеть присутствие представителей фейковых ДНР и ЛНР.

После выборов в ОРДЛО Украина сможет напрямую разговаривать по отдельности с Донецком, Луганском, Макеевкой, Горловкой, Алчевском и т. д. Ведь это будут местные выборы в каждом районе отдельно, а не в ОРДЛО в целом. Кстати, при этом у ОРДЛО в целом не появится вообще никакого статуса - ни особого, ни еще какого-нибудь. Возникнут особенности местного самоуправления - но не на оккупированных территориях в целом, а у каждого района по отдельности.

Понятно, что новые власти отдельных районов будут выслушивать указания из Кремля. Но деньги на восстановление Донбасса, обещанные западными партнерами, будут у Украины. И распределять их будет Киев, а не Путин. Дальше события могут развиваться не по написанным в Кремле сценариям. Это категорически не устраивает Путина, потому он и не решается выводить войска из Донбасса.