Зрителю приготовиться. Девять самых громких фильмов о виртуальной реальности
Эта премьера - хороший повод для того, чтобы хотя бы в общих чертах вспомнить историю жанра фантастики, посвященного виртуальной реальности.
"Газонокосильщик", 1992
Доктор Лоуренс Анджело работает над проблемой стимуляции мозга человека и сотрудничает с военными. Он проводит эксперименты над обезьянами, вводя им препараты, развивающие мыслительные способности приматов. Впрочем, исследования Анджело оказались под угрозой. У доктора работает газонокосильщик - умственно отсталый Джоб, сирота, живущий при церкви. Анджело пришло в голову привлечь Джоба к своим экспериментам. В результате серии сеансов Джоб невероятными темпами развивает свой интеллект. Вскоре он овладевает способностью к телекинезу, подчиняет себе технику и компьютеры и даже проникает в разум других людей. Финал фильма: проникнув во все всемирные базы, Джоб заставляет зазвонить все телефоны планеты.
Сейчас спецэффекты фильма выглядят очень наивно, а его сюжет кажется довольно примитивным. Тем не менее, в начале 1990-х, когда, напомним, у многих не было компьютеров и ни у кого - интернета, кассовые сборы ленты в три раза превысили ее бюджет. История о Золушке-газонокосильщике, ставшем хозяином мира, взяла людей за живое.
"Нирвана", 1997
В недалёком будущем живет программист игр Джими (Кристофер Ламберт), создавший интеллектуальную игру "Нирвана" и работающий на игрового гиганта Okosama Starr. Но внезапно его компьютер поразил вирус, заразив главного героя игры Соло (Диего Абатантуоно) и наделив его памятью "прошлых жизней", интеллектом и осторожностью. Поняв, что он всего лишь персонаж компьютерной игры, и устав от виртуальных смертей, Соло просит Джими стереть игру вместе с ним. Джими вынужден покинуть свой дом и удалить в базе данных копию игры. Ему помогают бывший хакер Джойстик (Серджио Рубини) и Наима (Стефания Рокка), одарённая девушка, разбирающаяся в компьютерной технике, но не способная удержать в своей памяти воспоминания. Джими стирает Соло, но его местонахождение засекла корпорация. Фильм заканчивается началом неравной перестрелки Джими и убийц из Okosama Starr. При этом, судя по финальной нарезке кадров, сам Джими может быть тоже персонажем игры, которую ведет Наима.
"Нирвана" - один из лучших фильмов жанра, потому что здесь главное не столько приключения, сколько драма главных героев, которых не спасает даже переход в виртуальный мир. Оттенок религиозности только усиливает смыслы истории. Впрочем, визуальные находки итальянского режиссера Габриэле Сальватореса вроде превращения интерьера в поток зеленых символов произвели на публику революционное впечатление и после были позаимствованы братьями Вачовски в "Матрице".
Ближе к началу ХХІ века фильмы о виртуальном мире пошли потоком.
"Тринадцатый этаж", 1999
Команда учёных создаёт суперкомпьютер, способный полностью симулировать определённый участок реальности - включая сознание и мышление людей, населяющих модель. Ханон Фуллер, основатель проекта, восстанавливает внутри машины город своего детства, Лос-Анджелес 1937 года. Модель разрабатывается как аттракцион: когда человек подключается к виртуальному миру, его разум занимает тело одного из спящих в данный момент жителей мира, действовавшего до этого самостоятельно. После того как "посетитель" покидает виртуальность, сознание персонажа возвращается в модель, житель симуляции просыпается и продолжает жить, ни о чём не подозревая.
Загадки возникают, когда Фуллер ночью звонит главному герою, участнику проекта Дугласу Холлу и просит срочно приехать, чтобы узнать некую очень важную информацию касательно симуляции мира. Увы, Фуллера кто-то убил, и подозреваемый - Холл; он и сам находит подтверждения, но ничего не помнит об этом. В итоге Холл обнаруживает страшную правду: то, что он считал реальностью, в действительности является такой же симуляцией, как и созданный ими виртуальный Лос-Анджелес - и это всего лишь один из тысяч миров, созданных в "первичной" реальности. Тем не менее родной мир Холла оказался первым, в котором его жителям удалось создать собственный виртуальный мир. Это вызвало обеспокоенность творцов мира Холла из "первичной реальности", и они решили устранить Фуллера и всё его дело. Фуллер действительно был убит руками Холла, а управлял его действиями некий пользователь из первичного мира по имени Дэвид, использующий симуляцию, в которой живёт Холл, для удовлетворения своих извращённых наклонностей к убийству.
В конце концов злодей наказан, а сознание Холла, хранившееся в "первичном мире" в теле Дэвида, просыпается. В этом мире он обнаруживает свою возлюбленную, а также человека, послужившего прототипом для профессора Фуллера. Наконец они счастливы. Впрочем, последний кадр - внезапно свернувшийся в яркую точку экран - словно намекает нам, что и эта реальность не последняя.
"Экзистенция", 1999
Канадско-голливудский режиссер Дэвид Кронненберг известен особой тягой к извращенным сюжетам, умением нагнетать безумную атмосферу и показывать сцены насилия. Все это с избытком есть в его триллере "Экзистенция". Главная героиня Аллегра Геллер (Дженнифер Джейсон Ли), лучший дизайнер игровых приставок в мире, вместе с группой тестирующих проводит в церкви презентацию новой приставки виртуальной реальности - "Экзистенции". Для того чтобы сыграть, нужно подключиться к поду - версии органической игровой приставки - через биоразъём в районе поясницы. В начале презентации на Аллегру нападает фанатичный убийца, вооруженный причудливым органическим оружием, которое не обнаруживается датчиками службы безопасности. В страхе перед другими убийцами она убегает со стажером-охранником Тэдом Пайклом (Джуд Лоу), который поневоле оказывается её телохранителем. Но её код, содержащий единственную копию "Экзистенции", повреждён при попытке убийства. Чтобы узнать степень поломки, Аллегра уговаривает Пайкла установить биоразъём в своё тело, чтобы принять участие в игре. Последующие события затягивают пару в странное приключение, под конец которого сложно понять, реальность ли это, или они все ещё в игре. Сюжет погружается в полную паранойю и пугает именно этим: зритель сбит с толку не меньше, чем герои. Из всех фильмов о виртуальности этот - наиболее угрожающий и галюциногенный.
"Матрица", 1999
О первой "Матрице"" уже было сказано и написано более чем достаточно. Культовый фантастический бестселлер братьев Вачовски произвел настоящий фурор и оказал серьёзное влияние на мировую киноиндустрию в целом, став, по образному выражению своего продюсера, "первым фильмом нового столетия". Возникла носящая некоторые элементы субкультуры и во многом не спадающая до настоящего времени волна "моды на Матрицу".
При этом в рассматриваемом жанре "Матрица" - наиболее простое произведение, в чем-то даже предсказуемое: есть диктатура машин, паразитирующая на порабощенном человечестве, есть храбрые повстанцы, есть война и есть всеобщее примирение. Однако интересно то, что завершение трилогии планировалось Вачовски совсем иным: Нео-Кеану Ривз силой мысли устраивал грандиозный взрыв, в котором гибли и город людей Сион, и атакующие машины, а потом Нео оказывался опять в кресле напротив верховного правителя системы, Архитектора, который и сообщал ему, что вся эта история была лишь очередным тестом Матрицы - теперь в виртуальном мире будет править любовь. Такой финал вывел бы всю трилогию на уровень шедевра. Но, увы, коммерческий расчет продюсеров победил.
"Авалон", 2001
Вновь антиутопический антураж: общество будущего пришло к упадку - унылое существование, разруха и депрессия. Некоторые молодые люди борются с разочарованием, пытаясь найти собственные иллюзии в незаконной компьютерной игре "Авалон".
Искусственно созданное напряжение и игра со смертью затягивают и вызывают привыкание. Некоторые игроки, часто работающие в командах, зарабатывают этой игрой на жизнь. Такова и главная героиня фильма - Эш (Малгожата Форемняк), бывшая участница легендарной команды "Визардс". Обладая хорошими способностями к игре, она зарабатывает неплохие деньги на высшем уровне сложности "А". Однако игра на этом уровне уже не удовлетворяет Эш. Героиня начинает поиск некоего уровня сложности Special A, о котором ходят лишь слухи и до которого удалось добраться бывшему командиру "Визардс" Мерфи (Ежи Гудейко).
"Авалон" интересен в первую очередь визуальным решением: японский режиссёр Мамору Осия снял убогую анти-виртуальную реальность в посткоммунистической Польше, в практически черно-белом изображении. Виртуальный мир снят там же, но в цвете. Контраст настолько разительный, и фильм в целом настолько атмосферный, что воспринимается скорее как философское размышление о жизни как сне и невозможности отличить первую от второго.
"Конгресс", 2013
Этот французско-израильский проект является адаптацией фантастического романа Станислава Лема "Футурологический конгресс". Продюсером и сценаристом фильма выступил Ари Фольман, прославившийся в 2008 году анимированной драмой "Вальс с Баширом".
"Конгресс" - не чистый мультфильм и состоит из постановочной и анимационной частей. В первой части события происходят в современном мире с живыми исполнителями. Актриса Робин Райт (играет саму себя) заключает контракт с киностудией Miramount на использование своего изображения. После электронного сканирования образ актрисы сохраняется в таком виде, что позволяет использовать Робин в любом фильме без её участия и разрешения.
Во второй части, происходящей в будущем через 20 лет в анимированном мире, актриса приезжает в огромный отель, в котором открывается конгресс. Далее так же, как и в книге Лема, персонажи балансируют на грани между реальностью и галлюцинациями, пытаясь сохранить собственную индивидуальность. Героиня пытается найти своего сына, страдающего от синдрома Ашера (сопровождается потерей слуха и зрения), сперва в анимированном, потом в реальном мире, окончательно возвращаясь в вымышленный.
Анимационная часть, как всегда у Фольмана, отличается без преувеличения буйной фантазией, отчасти вдохновленной образами Босха и психоделией 1960-х. Эта визуальная анархия размывает сам сюжет, который становится все более меланхолическим и щемящим. Робин в конце концов находит своего сына в ином мире. Метафора ли это загробного существования или всего лишь сновидение, или действительно переход на иной уровень - мы об этом уже не узнаем.
"Теорема зеро", 2013
Обратился к теме виртуальности и британский визионер, эксцентрик, сказочник, выпускник гениальной комической группы "Монти Пайтон" Терри Гиллиам.
Компьютерный гений Коэн Лэт всю жизнь ждет божественного телефонного звонка, который должен ему поведать о смысле жизни и особом предназначении. Чтобы не пропустить звонок, Коэн упрашивает руководство разрешить ему работать на дому, в старом полуразрушенном храме. Руководство дает Коэну умопомрачительно сложное задание - "Теорему Зеро", на решении которой свихнулось много учёных. Решение становится настолько сложным, что у Лэта лопается терпение и он бросает работу. Чтобы вдохновить его, руководство присылает оплаченную виртуальную стриптизершу Бэйнсли. Девушка увлекает Коэна виртуальными мирами, что в свою очередь снижает работоспособность. Тогда к нему присылают сына одного из руководителей Боба, чтобы ускорить процесс работы. Боб предельно честен с Коэном: теорема должна доказать, что всё живое произошло в результате нелепой ошибки. Получается, что Коэн, ожидая звонка Бога, все свое время работает над доказательством, что Бога нет. Коэн, полностью загнанный в угол, подключается к всемирному серверу с помощью виртуального костюма. Слившись с хранилищем данных, Коэн встречает там своё руководство. Там ему становится понятно, что всю жизнь он провел взаперти, ничего не предпринимая, а теорема Зеро вообще недоказуема.
От предыдущих фильмов этот отличается ощутимой иронией; чувство юмора Гиллиаму не изменяет даже в столь заковыристой истории, а сам антураж у него - отнюдь не хайтек и не апокалиптические руины, а высокохудожественные развалины. В конце концов Коэну дарован хэппи-энд - довольно сомнительный, но все же.
Большинству фильмов о виртуальной реальности присущи общие черты. Действие их происходит в будущем, причем достаточно узнаваемом; герой или героиня, как правило, одинок(а) и несет иногда внутренний надлом; виртуальная реальность резко отличается от земной действительности героя; в определенный момент граница между двумя мирами начинает размываться; в связи с этим в фильме нарастает ощущение паранойи или угрозы; обязательны также элементы метафизики, апелляции к религии - поскольку иной мир, все равно, созданный машинами или людьми, напрямую отсылает нас к извечной теме потусторонней жизни, рая или ада, загробного воздаяния. Хэппи-энд в таких сюжетах далеко не всегда гарантирован - в конце концов, даже в упрощенной продюсерами версии "Матрицы" протагонист погибает.
"Первому игроку приготовиться", следует сразу заметить, такой глубины не имеет. Действие картины происходит в 2045 году. Главный герой антиутопического мира будущего подросток Уэйд Оуэн Уоттс живёт в грязном, перенаселённом Колумбусе (Огайо), где царит насилие и порок. У людей остался один интерес - компьютерная игра OASIS, погружающая игрока в увлекательный мир виртуальной реальности, отвлекающей от насущных проблем. Создатель OASIS, эксцентричный миллиардер Джеймс Холлидей, оставил в игре пасхальное яйцо, сулящее несметное богатство. Уэйд пытается разгадать секрет, который может сделать его самым богатым человеком на земле. Известно, что Холлидей увлекался культурой и историей 1980-х.
Спилберг не пытается бросить вызов Гиллиаму, Кроненбергу или Сальваторесу. Автор "Инопланетянина" и "Индианы Джонса" в первую очередь развлекатель и этого не скрывает. Главное - рассказать сказку: увлечь зрителя приключениями, заставить сопереживать герою, отвлечь от ежедневной рутины и гарантировать счастливый конец. Все это в фильме есть. А еще Спилберг в полной мере проявил присущее ему чувство конъюнктуры, поняв, что сейчас в Голливуде наступила эра стилизаций и визуальных отсылок к относительно недавнему прошлому (привет оскароносной "Форме воды", выдержанной в антураже 1960-х). Спилберг вовсю эксплуатирует стиль вышеуказанных 1980-х, начиная с музыки и кончая скрытыми и явными киноцитатами. В итоге и получается сказка о храбром и сообразительном юном рыцаре, который и злого царя победит, и принцессу спасет. Все-таки веселить у Спилберга выходит лучше, нежели заниматься драмами.
Итак, еще один фильм про стерегущую нас в сумерках микросхем параллельную реальность. Не первый и не последний. При этом почему-то остается ощущение, что когда эта реальность действительно наступит, то будет выглядеть совершенно иначе. Поживем - увидим. Следуй за белым кроликом, Нео.