Зоя Литвин: Главная задача школы — сформировать личность и развить ее сильные стороны
Учитель - это тот человек, который каждый день меняет жизнь учеников. Чтобы найти таких учителей-новаторов, в 2017 году стартовала национальная премия Global Teacher Prize Ukraine, известная в мире как "Нобель" для учителей.
Победитель получит 100 000 гривен, год бесплатного повышения квалификации, регистрацию на мировую премию и поездку на Global Education and Skills Forum 2018 в Дубай, где объявят имя лучшего учителя в мире.
Организаторы получили 632 заявки и 2500 номинаций. Топ-20 лучших учителей-новаторов проведут в Одессе три дня (16-18 сентября), где жюри посмотрит претендентов "в действии" и выберет пятерку лучших. Победителя объявят 7 октября.
О том, с какими трудностями столкнулись организаторы премии, какая система образования подходит Украине и почему такой высокий уровень эмиграции в стране, мы поговорили с Зоей Литвин, основательницей общественной организации "Освіторія", Новопечерской школы, главой жюри и организатором премии Global Teacher Prize Ukraine.
1. С какими возражениями и трудностями вам пришлось столкнуться на первых этапах работы над премией Global Teacher Prize Ukraine?
Сейчас тема образования в Украине настолько актуальна, настолько важна, что мы не сталкивались с какими-либо трудностями, наоборот, нам очень приятно, что, куда бы мы не пришли с запросом о партнерстве и поддержке, нас все встречают с раскрытыми объятиями и с удовольствием помогают. Очень приятно реализовывать проект в такой синергии.
2. В одном из своих интервью вы сказали, что в Украине высокая миграция людей с высшим образованием и низкая эффективность труда. Считаете ли вы, что это связано с устаревшими методами образования?
Думаю, что миграция людей с высшим образованием объясняется, прежде всего, желанием наших специалистов реализовать себя, работать в современной атмосфере и получать за это достойную оплату. А вот миграция людей за высшим образованием, то есть на учебу, говорит о том, что не только школьное образование нужно реформировать, но и высшее также. Поэтому я надеюсь, что следующим логическим шагом, после реформы начальной школы, станет реформа старшей школы, а уже после нее - реформа высшего образования.
Например, выпускники нашей Новопечерской школы прежде всего ориентированы на украинские ВУЗы. Однако, за два года, в течение которых мы с ними поддерживаем связь, я вижу, что некоторые из ребят после первого курса в Киеве разочаровались в актуальности знаний и подались на стипендии в Германии, США. Так что будем их ждать назад с новыми знаниями.
Что касается низкой эффективности труда - это проблема многовекторная, и образование также является ее частью. Особенно влияет на низкую эффективность труда то, что у нас на сегодняшний день не развита сеть профессиональных училищ. Так, например, у моих знакомых есть стеклозавод, который они купили, модернизировали и наладили производство, но главная проблема состояла в том, что не было профессиональных стекольщиков для работы на этом заводе: училище недалеко от завода лет 10 назад превратилось в юридический колледж. Так что теперь знакомые приглашают этих же юристов и переучивают на стекольщиков.
Если говорить об образовательной системе в целом, то первое, что нужно изменить, - это отойти от того представления, что школа или университет должны дать детям знания.
Самая главная цель - это сформировать личность, развить сильные стороны этой личности и дать навыки и умения, которые позволят использовать полученные знания для достижения результатов и решения поставленных перед собою задач.
3. Какую систему образования вы считаете наиболее эффективной? Почему в Украине так тяжело внедрить мировые тренды?
Эффективными образовательными системами являются те, которые помогают государству максимально раскрыть человеческий потенциал и достичь стратегических целей этой страны. Таковыми системами являются канадская, финская и израильская. Также достаточно эффективна корейская система, но для Украины этот путь "образовательного мазохизма" однозначно не подходит.
Если говорить о школьном образовании, то прогрессивные мировые практики внедрять достаточно сложно. Во-первых, у нас не хватает специалистов, обученных преподаванию согласно новой модели, ведь наши педагогические ВУЗы до сих пор готовят учителей для "советской школы" 60-летней давности. Иными словами, всех профессионалов приходится учить заново. Во-вторых, не все родители готовы принять эти тренды, ведь они сами выросли на другой системе обучения. Поэтому очень важно объяснять родителям, почему тот или иной подход будет лучше.
При этом важно понимать, что все тренды стоит адаптировать. Некоторые противоречат нашим ценностям, а некоторые не подходят нашему менталитету. Успешным кейсом внедрения мировых трендов в образование является Эстония. На последнем тестировании PISA страна вышла в ТОП-10 стран мира с успешным образованием благодаря внедрению и адаптации лучшего мирового опыта. Большинство инноваций эстонцы брали у финнов, но существенно их дорабатывали. Для Украины опыт Эстонии особенно актуален: ведь это страна, которая, имея такое же советское прошлое, совершила быстрый и качественный рывок в образовании.
4. Есть ли, на ваш взгляд, предметы, которыми нужно дополнить школьную программу? Либо, наоборот, список дисциплин нужно сокращать?
Я не сторонница расширения школьной программы, ведь украинские школьники изучают в среднем на пять-шесть предметов больше, чем, например, их сверстники из европейских стран. Что я считаю необходимым сделать, так это интегрировать некоторые дисциплины. Например, во многих успешных странах курс физики, химии и биологии изучают в одной дисциплине - "Science". И ученики понимают, что биология есть производная от химии, а химия - производная от физики, и что все в мире связано. Наши школьники часто воспринимают эти предметы как три разные дисциплины, не связанные в одну систему.
Если продолжать говорить о курсе "Science", я бы дополнила его более актуальными и современными направлениями, такими как генетика и нанотехнологии. Также можно интегрировать историю с литературой, или же литературу с изучением языков. Все это легко и интересно для детей позволяет сделать метод проектов.
Но если все же говорить о дисциплинах, которые стоит добавить, я бы однозначно добавила философию, как систему восприятия мира и познания себя, и базовые курсы по управлению собственными финансами.
5. Внедрения современных и креативных способов обучения в школах - это хорошо, но в университеты принимают все равно по оценкам ЗНО. Как вы боретесь с этим убеждением?
Если говорить об опыте Новопечерской школы, то для нас главный критерий приема в школу - это ценности семьи этого ребенка. Если мы видим, что для семьи основная цель - это "напихать" ребенка книжными знаниями и подготовить к ЗНО, мы просто не принимаем такую семью, поскольку знаем, что им у нас не понравится. Но, чтобы не лишать наших учеников возможности учиться в ВУЗах, мы помогаем им определиться с высшим образованием к 10-му классу, а весь 11-й класс мы помогаем ребенку готовиться к поступлению в выбранный ВУЗ. Как правило, этого времени достаточно.
6. Как вы считаете, может ли человек без педагогического образования стать учителем? Есть ли в списке номинантов такие учителя?
По моему опыту, из людей без педагогического образования получаются замечательные учителя. Главное - любовь к детям и желание работать с ними. Хотя, давайте будем честны, порой таким преподавателям нужно немного помочь на старте с методиками и эффективными техниками работы с учениками. В большинстве своем отсутствие педагогического образования даже может быть плюсом, поскольку у таких ребят нет профессиональной деформации. Но все же лучше, когда подходящее образование есть.
Одна из причин того, что "выпускники - звездочки" не идут в педагогические ВУЗы, кроется в низком престиже профессии учителя. Я надеюсь, что Global Teacher Prize Ukraine улучшит эту ситуацию.
Номинанты без педагогического образования у нас есть, но в ТОП-20 они не попали. Не по причине отсутствия образования, а просто потому, что очень много других замечательных кандидатов.
7. Поделитесь историей учителя-номинанта, которая вызвала у вас восторг?
Мы получили огромное количество анкет с невероятными историями учителей, поэтому выделить кого-то одного достаточно сложно. После того как мы обработали более 630 анкет, мне захотелось сделать ТОП-100 учителей-финалистов вместо ТОП-5.
Например, вдохновила история учительницы из Запорожья, которая преподает математику ученикам младшей школы и, чтобы заинтересовать их, чтобы разъяснить каждое явление, она сама рисует сюжетный мультик. Или история библиотекаря из Каховки, которая, несмотря на то, что она не учитель, закрывает всю литературную программу на своей должности, приглашает писателей к ученикам в классы, проводит литературные клубы, организовывает квесты для детей.