Живой товар. Почему игроки — главный источник дохода нашего футбола (ИНФОГРАФИКА)

Данным материалом "ДС" продолжает цикл публикаций о проблемах украинского футбола, и как нам, украинцам, следует его спасать
Фото: sportarena.com

Множество раз за последние пару десятилетий нам доводилось слышать от владельцев украинских клубов о том, что они, по сути, занимаются благотворительностью, вкладывая средства в клуб. Вот только эти самые владельцы практически не делали качественных шагов в сторону изменения плачевной ситуации. А делать их нужно.

Как может зарабатывать клуб в Европе

Главные составляющие успешного футбольного бизнеса всегда таковы: продажи билетов на домашние матчи, продажи телевизионных прав на показ своих матчей и коммерческие доходы, в которые входят как спонсорские деньги, так и поступления от продажи футболок и прочей клубной атрибутики вплоть до печенек с шоколадной эмблемой клуба. Есть еще дополнительные источники доходов - деньги от УЕФА за участие в континентальных клубных турнирах и деньги, заработанные на трансферном рынке.

Чтобы понимать, как работает бизнес-модель клуба в Европе, возьмем мадридский "Реал" сезона-2015/2016. "Королевский клуб" заработал от продажи телевизионных прав рекордные 227,7 млн евро, на продаже билетов и других товаров в "матчдэй" выручил 130 млн евро, а еще почти 250 млн получил в свой бюджет от различных спонсоров и коммерческой деятельности. Общая прибыль мадридцев превысила 600 млн евро, и хотя расходы "Реала" тоже "королевские", общий баланс клуба получился в прошлом сезоне положительным.

Украинские клубы и близко не претендуют на лавры мадридского "Реала", даже если говорить о грандах УПЛ - "Шахтере" и "Динамо". Нужно просто взглянуть на наши футбольные реалии. Начнем с "матчдэя" - продажи билетов и различной сувенирной продукции. Средняя посещаемость матчей Премьер-лиги 2016/2017 - более 4 тыс. человек. Средняя цена билетов - примерно 35 грн. За матч выходит 140 тыс. грн в лучшем случае. Это копейки.

Украинское "классико" в Киеве с участием "Динамо" и "Шахтера", собравшее в конце апреля на "Олимпийском" 51 тыс. зрителей, - повод для гордости, но очень уж редкий в последнее время. На этом матче руководство "Динамо" могло получить в бюджет от продажи билетов примерно 5-6 млн грн, но во время многих других матчей по ходу сезона, когда на трибунах собирается по 5-6 тыс. зрителей, даже о миллионе чистого дохода приходится лишь мечтать. У середняков ситуация и того хуже. Возьмем полтавскую "Ворсклу". В мае прошлого года там признались, что руководство клуба в лице владельца Константина Жеваго вкладывает в команду $10 млн за сезон. Теперь возьмем среднюю посещаемость стадиона в Полтаве (2,8 тыс.) и умножим на среднюю стоимость билета на домашний матч "Ворсклы" (35 грн). Получается, что за матч "Ворскла" зарабатывает на билетах порядка 98-100 тыс., а за сезон при нынешнем формате чемпионата с 12 командами и делением на шестерки может заработать максимум 1,6 млн грн. И это на фоне $10 млн затрат.

Спонсоры

Формально в Украине спонсорство - это основной источник прибыли для футбольных клубов. Но на деле этот источник рядом не стоял с европейскими аналогами. Пока в Европе клубы подписывают спонсорские контракты со всемирно известными производителями автомобилей, компьютерной техники, мобильными гигантами и прочими "большими шишками", у нас на футболках клубов в качестве спонсоров в основном красуются компании и фирмы, принадлежащие самим владельцам клубов, - СКМ и "Шахтер". Такое себе перекладывание денег из одного кармана в другой. Формально в этом нет никакого криминала - в УЕФА с их "финансовым фейр-плей" пока не придираются. Но на деле нарушаются главные законы футбольного бизнеса - клуб не должен быть завязан на одного человека и его богатство. И в том, что этот закон нужно соблюдать, убедился и продолжает убеждаться "Днепр", еще два года назад игравший в финале Лиги Европы, а сейчас всерьез задумывающийся о том, сможет ли команда продолжать свое существование в следующем сезоне. C команды в этом сезоне сняли в общей сложности 15 очков за долги, которые давно перевалили за $10 млн. И речь здесь не только о долгах по зарплате сотрудникам клуба и футболистам, которые еще пытались гасить. Прежде всего ФИФА наказывала команду за задолженность перед тренерским штабом экс-наставника команды Хуанде Рамоса, а также агентом испанского тренера Гинесом Карвахалем Сельером. Также ФФУ обязала "Днепр" выплатить долг экс-тренеру Мирону Маркевичу, по словам которого, команда должна ему $1,7 млн. Также клуб задолжал зарплату за 11 месяцев экс-игроку Артему Федецкому. В окружении Коломойского ходят слухи, что "Днепр" продолжит свое существование во Второй лиге. Механизм под вопросом. Команда вылетает в Первую лигу и может начать сезон во Второй лишь в том случае, если придет решение из ФИФА понизить клуб в классе за долги еще на один дивизион. Но долги никуда не денутся. Также клуб может обанкротиться и повторить судьбу "Металлиста", создав новый клуб с условным названием "Днепр-1918". Но в таком случае придется провести некоторое время в аматорском чемпионате и повыситься в классе до Второй лиги, в лучшем случае, через год.

Впрочем, есть и позитивные исключения из общих "спонсорских правил" в украинском клубном футболе. 

Пример львовских "Карпат", разместивших логотипы спонсоров по всему периметру игровой формы (и даже в районе пятой точки на шортах), подсказывает нашим клубам один из способов решения проблемы - лучше иметь много независимых друг от друга спонсоров, чем одного, уход которого погубит все усилия игроков и тренеров. Пусть даже зачастую эти спонсоры - друзья по бизнесу владельца клуба

Не очень много зарабатывает для клубов и Премьер-лига. Титульный спонсор чемпионата - букмекерская компания "Пари-матч" была привлечена еще во времена предыдущего руководства УПЛ, и контракт с ней принес лиге $2 млн за два года. Сейчас же он заканчивается, и неясно, есть ли у лиги новый спонсор на примете. По словам бывшего гендиректора УПЛ Петра Иванова, за последние восемь лет существования УПЛ лига заработала для клубов около $40-50 млн - по $5 млн за год. Сравним с другими лигами, где, например, вылетевшая из АПЛ в прошлом сезоне "Астон Вилла" заработала более 66 млн фунтов ($85 млн). Польская Экстракляса по итогам сезона-2015/2016 перечислила клубам $33 млн.

Украинские участники еврокубков могут добавить в свой бюджет солидные надбавки от УЕФА. Например, киевское "Динамо", даже провалив выступление в Лиге чемпионов текущего сезона, все равно гарантированно получит от УЕФА 14,5 млн евро плюс еще какую-то часть от общего "телевизионного пирога". А вот доходы "Шахтера" и "Зари", участвовавших во втором по значимости турнире континента - Лиге Европы, будут намного скромнее. У "Шахтера" - 5,86 млн евро, у "Зари" - 2,84 млн евро, так как луганчане выигрывали не так часто, как "горняки". Что касается "Ворсклы" и "Александрии", вылетевших на ранних этапах, то им причитается по 235 тыс. евро. И хорошо, если эти выплаты покроют расходы клубов на участие в еврокубках.

Трансферы как единственный шанс

Так что единственными реальными источниками дохода для наших клубов являются два вспомогательных - бонусы от выступлений в Европе и доходы от трансферов. То, что в Украине это может работать, уже начинают наглядно демонстрировать львовские "Карпаты", заработавшие за последние пару лет на трансферах и аренде футболистов достаточно для того, чтобы вовремя платить зарплаты и в целом не бедствовать. В сезоне-2015/2016 на переходе Марьяна Шведа в "Севилью" и процентах от последующих переходов экс-игроков Лукаса Переса и Данила Авелара "Карпаты" заработали примерно 49 млн грн.

А уже в нынешнем сезоне львовяне продолжили собирать деньги в бюджет от трансферов и аренды: 500 тыс. евро принес переход Игоря Пластуна в болгарский "Лудогорец", 200 тыс. евро было заработано на переходе Бланко Лещука в "Шахтер" (по другим данным, сумма составила 400 тыс.), 300 тыс. евро принес переход Костевича в польский "Лех" (причем сумма может увеличиться при перепродаже защитника), также какие-то деньги "Карпаты" получили и за аренду защитника Василия Кравца в испанский "Луго".

О том, что не нужно стесняться продавать игроков, уже догадались и в наших грандах - "Шахтере" и "Динамо". "Горняки" в последние три года, потеряв мощный фактор подпитки бюджета в виде "Донбасс Арены", без особых раздумий расстаются с игроками, за которых предлагают большие деньги. Начиная с сезона-2013/2014 "Шахтер" продал шестерых своих звездных легионеров - Мхитаряна, Фернандиньо, Луиса Адриано, Фернандо, Дугласа Косту и Алекса Тейшейру - за ошеломляющую для украинского футбола общую сумму в 163,5 млн евро. Если же добавить сюда еще несколько более мелких сделок, то итоговые поступления от трансферов у "горняков" за данный период составили 167,6 млн евро. Притом что потратились в этот же период в "Шахтере" на гораздо меньшую сумму, а в последние три сезона и вовсе заплатили деньги за переход лишь в уже упомянутом выше случае с Бланко Лещуком из "Карпат".

"Динамо" заработало на трансферах не так внушительно, но тоже немало. Переходы Брауна Идейе, Джермейна Ленса, Лукаша Теодорчика и других игроков принесли в бюджет киевского клуба за последние три года более 65,5 млн евро. И хотя при этом киевляне были более активны в последнее время в плане приобретений, их общий трансферный баланс однозначно плюсовой.

Как только большинство клубов научится зарабатывать на продажах и аренде игроков, "футбольный обмен веществ" в стране получит шанс развиваться более динамично и система заработает на благо всех участников. Клубы низших дивизионов будут продавать игроков более статусным клубам, те, в свою очередь, грандам, а уж последним, "засветив" игроков в Европе, необходимо научиться вовремя расставаться с ними и отпускать на Запад.

500 тыс. грн за матч

Продажа телеправ - отдельная тема для дискуссии в украинском футболе. Руководство Премьер-лиги в лице президента Владимира Генинсона уверяет, что, как только в стране будет создан единый телевизионный пул, позволяющий УПЛ управлять общими правами на показ матчей, тут же настанет большой прорыв в нашем футбольном бизнесе и его будет удобнее продавать заграничному потребителю.

Но стоит посмотреть правде в глаза. Дискуссия о телепуле, выливающаяся на страницы печатных и интернет-СМИ, зачастую интереснее, чем львиная доля матчей украинского чемпионата с рейтингом ниже, чем у любого сериала. И никому за границей наш футбол в том виде, в котором он есть сейчас, не нужен и даром. Не говоря уже о том, чтобы платить за него какие-то серьезные деньги. Пара миллионов евро, которые "Динамо" обещают в едином пуле, не хватит даже на зарплату одному Андрею Ярмоленко за сезон.

В конце концов, о продаже своих прав клубы в теории вполне могут договориться и без участия третьей стороны в лице УПЛ. Как рассказал "ДС" Петр Иванов, сейчас трансляторы платят в среднем 500 тыс. грн за организацию показа одного матча. Именно на такую или чуть меньшую сумму могут рассчитывать клубы, продающие права нашим телеканалам.

Также читайте: