Живи долго и процветай. Удастся ли капитану Пикару вдохнуть новую жизнь в "Стар Трек"
Выход нового сериала франшизы "Стар Трек" вызвал оживление в рядах зрителей. Во-первых, снова возникла надежда на новую жизнь франшизы после откровенно слабых попыток последних лет - "Дискавери" и "Энтерпрайз". Во-вторых, за дело возрождения былой славы франшизы взялся сам капитан Жан-Люк Пикар.
Лучшего выбора, пожалуй, не сделать. Жан-Люк в исполнении Патрика Стюарта известен буквально всем. Если не по сериалу, то хотя бы по мему "капитан фейспалм".
Но шутки в сторону. Франшиза нуждалась в спасении, а Патрик Стюарт, хлопнувший дверью после провала последней своей работы - полнометражки "Звездный путь. Возмездие" - вероятно, сохранил в глубинах творческой души незакрытый гештальт. Каждый настоящий француз знает, что уходить надо красиво. Даже если этот француз, на самом деле, - британец. Стремления владельцев франшизы и, вероятно, лучшего актера, когда-либо снимавшегося в "Стар треке", счастливым образом совпали.
У нового сериала есть одно принципиальное новшество по сравнению со всем прочим, что снималось после "Нового поколения" - это продолжение. Это звучит - да и выглядит - странно, но все, что снималось "после Пикара" было чем угодно, только не продолжениями. Франшиза, казалось, отхватила свой кусок территории между ХХ и ХХІІІ веками и решила заняться освоением. Нет, были, конечно, эпизодические прыжки во времени - в том числе, в будущее еще более дальнее. Но футуристического развития вселенной не было с того момента, как погиб лейтенант Дейта. Все события сериалов "Глубокий космос 9", "Вояджер", "Энтерпрайз" и "Дискавери" происходят или до, или во время экспедиций Пикара. О полнометражных диснеевских фильмах и говорить не приходится - во-первых, это приквел, во-вторых, альтернативная история, да еще и выпадающая из "фанатской" субкультуры в виду как "альтернативности", так и полного несоответствия ни духу, ни антуражу аутентичной франшизы.
И вот, наконец, продолжение, развитие сюжета, раскрытие главного принципа мироздания: история не ставит точек, только запятые или многоточия. Пикар просыпается от тяжелого сна-забытья и расправляет плечи.
Выбор очевидный и оптимальный. Подошел бы и капитан Кирк, но он, во-первых, погиб на глазах у Пикара. А во-вторых, Уильяму Шатнеру, исполнявшему роль легендарного Джеймса Тибериуса Кирка, уже почти 90, в то время как Патрику Стюарту - "всего лишь" 80.
Да уж, "здесь все дышит историей"...
Самое время подумать о том, как жить дальше, когда эти романтические руины окажутся уже совсем неактуальными для новых поколений.
Абсолютное большинство "стареющих" франшиз ищут способ продления жизни, вернее, заработка на новых поколениях зрителей. "Звездные войны" проходили это уже дважды. "Стар Трек", впрочем, тоже имеет опыт "омоложения" - в полнометражных фильмах, где публике просто предложили все тех же старых-добрых - вернее, теперь уже снова молодых и не очень добрых - Кирка и Спока. В отличие от "оригинальных" Спока и Керка эти диснеевские герои не стали поп-иконами - нынешний полнометражный "Стар Трек" несильно выделяется из ряда подобных ему франшиз. Но доход, надо думать, какой-никакой приносит.
Может, та же цель у Пикара? Он принципиально отказывается брать с собой старых друзей-соратников и поясняет - главным образом, нам, зрителям, - почему. Ладно, кэп, нам не надо ничего объяснять. Достаточно подойти к зеркалу, чтобы убедиться: "новое поколение" - это уже не про нас. А "старики-разбойники" - не тот формат, который можно продавать долго и дорого. Поэтому Пикар делает последнее, что он может для любимого проекта: выводит на экран и благословляет "новые лица".
Кроме того, надо еще закончить дела на экране - это теперь принято, так делает сам Харрисон Форд: надо доиграть пьесу до финала - дать своим героям красиво умереть, пока еще в состоянии выходить на съемочную площадку.
Однако то, что успели нам показать в первых нескольких сериях, не вписывается целиком и полностью в эту простую программу. Судя по всему, Пикару-Стюарту предложили задачу более трудную и интересную, чем выпала Форду-Соло в "Звездных войнах". Он должен не просто умереть и "передать эстафету" - он должен ввести своего зрителя в совершенно новый мир, который теперь и будет "обновленной вселенной Стар Трека".
Да, именно "своего зрителя". "Стар Трек. Пикар" - вполне "фанатский" фильм. Не знаю, как справятся с просмотром те, кто не знаком с этой вселенной. То есть все не так плохо, как, скажем, в "Ведьмаке" у Нетфликса, где не читавшим книгу или не игравшим в игру просто делать нечего. Но легко не будет - короткие флеш-беки, которыми авторы пытаются компенсировать разрыв между "посвященными" и "непосвященными", иногда способны скорее запутать новичка, чем что-то пояснить.
В "Пикаре" вы не найдете новых приемов, ни вычурной оригинальности сюжета, также нет и "новых рас и новых цивилизаций" и броска "туда, где не ступала нога человека". Как и в любой популярной американской киноленте, герой, получив вызов - одновременно и очень личный, и в то же время мировых масштабов - не находит понимания у прогнившей Системы и предстает перед нами одиноким ковбоем. Он может полагаться только на свой кольт, свои моральные императивы и пару-тройку таких же тертых жизнью отщепенцев, как и он сам. После чего вся эта развеселая компания отправляется на "дикий Запад" - каждый в поисках своего грааля. На диком Западе - дикие нравы. И каждый участник команды имеет камень за пазухой или фигу в кармане.
В общем, нет, это не "тот самый Стар Трек". И лучше уберите детей от экранов - если вы этого не сделали еще в процессе просмотра "Дискавери" - потому что это не то сай-файное кино, которое призвано завлечь молодежь в НТР, STEM и Космос. Вместо этого - предательства, выстрелы в спину, потоки разноцветной крови, хореография, замаскированная под рукопашный бой, трупы и издевательства над человеческой плотью, граничащие с чернухой.
Не тот теперь сай-фай, и Космос - не тот.
Собственно, утопичности будущего, в котором Земля, населенная просветленным человечеством, окажется в центре преуспевающих, справедливых и могущественных Федерации и Флота, создатели Стар Треков устыдились не вчера. Но они все не могли найти способ объяснить это своим зрителям - так, чтобы и наглядно, и чтобы старые фанаты, воспитанные на "смело идти туда, куда не ступала нога человека" не заорали "зрада".
В "Пикаре" это получилось. По крайней мере, отчасти.
Каждая утопия в душе - антиутопия. И герой без страха и упрека оказывается упрекаем со всех сторон. Он старик, ставший иконой и памятником при жизни, но и проклятий на его лысую голову больше, чем достаточно. Старость - это повышенный риск дожить до заката не только собственной жизни, но и тех идеалов, на которых вся она строилась. Увидеть, как белоснежное здание покрывается копотью и грибком, разъедается коррозией. Как сквозь утопию все четче проступает антиутопия, пока не оказывается, что только она и есть, и, что хуже, она не "появилась откуда ни возьмись" - она всегда там была.
То, что откровение об исчерпании щенячьего сай-файного энтузиазма приходит от старика, который когда-то был воплощением этого энтузиазма - отличный ход.
Кризис франшизы, торчащий лохмотьями из последних сериалов, связан с тем, что оптимизм, как идеология, заложенная во франшизу изначально, еще в 60-х, больше не актуален. Ни для зрителей, ни для авторов. НТР, подарившая нам этот праздник оптимизма, завершилась и вошла в трудный период переосмысления, вскрытия темных глубин и "обратных сторон". То, что человечество может путешествовать со сверхсветовой скоростью, "прокалывая" пространство, создавать роботов, неотличимых от людей, что мы нашли "братьев по разуму" и даже - совершенно невероятно! - научились бороться с филлоксерой, не потеряв при этом вкусовых качеств вина. Допустим, мы здобули. И?
Больше способов мучить друг друга. И больше поводов. А ответов на проклятые вопросы не просто нет - они только обострились. И это естественно: ответ на вопрос о том, "как построить лучший мир" не сводится к тому, как построить лучшие корабли или натренировать нейросети до полной интеллектуальной автономности, описываемой словом "сознание". Это вопрос о том, как быть лучшим человеком. И как убедить в этом других.
Удастся ли постаревшему Пикару если не ответить, то хотя бы поставить этот вопрос во главу угла сай-файной франшизы? Или он так и дойдет до финала в роли по-прежнему обаятельного, но совершенно безнадежного Дон-Кихота?