Жестокость с младенчества. Почему акулы-гиганты стали гигантами
Огромные размеры мегалодона, возможно, являются результатом внутриутробного каннибализма, теплокровия и обилия крупной добычи
Автор Science News Кэролин Грэмлин в своей статье обратила внимание на новое исследование американских ученых, которые выдвинули гипотезу, объясняющую колоссальные размеры древних акул.
Как сообщили 5 октября ученые в журнале Historical Biology, акулы, крупнейшие из когда-либо охотившихся в океанах Земли, возможно, достигли таких размеров благодаря своему хищному поведению в утробе матери.
Такая гипотеза возникла в ходе исследования, в рамках которого ученые первым делом изучили размеры и формы современных и древних зубов акул, а затем полученные данные использовались, чтобы вычислить размеры тел. Палеобиолог Кеншу Шимада из Университета Де Поля в Чикаго и его коллеги сосредоточились на изучении отряда акул, называемого ламнообразными. Сегодня в мире насчитывается 15 видов этого отряда, включая свирепых и быстрых больших белых акул и акул мако, а также гигантских акул—фильтраторов.
По словам Шимады, в прошлом существовало более 200 видов ламнообразных, и некоторые были довольно крупными. Но считается, что ни один из них не мог сравниться с Otodus megalodon, или мегалодоном, который жил от 23 до 2,5 млн лет назад. Однако определить, насколько огромными были эти существа, непросто, потому что скелеты акул состоят из хрящей, а не костей; и остаются лишь их зубы. Причем таких зубов много, т.к. одна акула в течение всей своей жизни может "сбросить" десятки тысяч зубов.
Шимада и его коллеги выяснили, что их данные относительно высоты коронок зубов мегалодона неверны, и предположили, что длина тела акула достигает 14 м, что вдвое больше, чем у любой другой акулы не фильтратора. Есть также четыре других вымерших вида ламнообразных с "гигантизмом" — особи достигали 6 м в длину. Не мегалодон, но все же довольно крупные, отмечает Шимада. Гигантизм также встречается у нескольких современных видов, включая больших белых акул, акул мако и лисьих акул.
По словам палеобиолог из Бристольского университета (Англия) Умберто Феррона, данное исследование хорошо раскрывает "взаимосвязь между зубами, челюстями и размером тела ламнообразных ископаемых видов".
Однако до сих пор точно неясно, почему же мегалодон и его родня были столь огромными. Вымершие и современные виды, которые могут достичь таких размеров, — теплокровные. Регулирование температуры тела позволяет им плавать быстрее и ловить более подвижную добычу. Так что теплокровность, или эндотермия, может быть одним из ключей к их гигантизму.
Но Шимада и его коллеги считали, что это объяснение неполное, потому как не объясняет, почему именно у этой группы акул развилась эндотермия, обусловившая гигантизм. В своем исследовании команда ученых выдвинула гипотезу, что свою роль сыграло уникальное для этого отряда поведение — своего рода внутриутробный каннибализм.
У акул развилась интересная репродуктивная особенность, известная как яйцеживородство: эмбрионы развиваются внутри яиц, и остаются в утробе матерей даже когда вылупятся. Однако яйцеживородство для ламнообразных акул (и для свирепых хищников, и для безобидных фильтраторов) вещь опасная. Первый детеныш, который вылупится в утробе, начинает есть другие яйца. Отсюда и название — внутриутробный каннибализм. К тому времени, как детеныш родится, он уже достаточно крупный и способен защититься от хищников.
По словам исследователей, такое поведение в сочетании с подходящими условиями окружающей среды, такими как благоприятная температура воды и обилие пищи, может обусловить гигантизм у некоторых ламнообразных.
"Это интересная, нестандартная гипотеза, — считает Стивен Годфри, палеонтолог из Морского музея Калверт (Соломон, штат Мэриленд). — Вероятно, внутриутробный каннибализм в первую очередь связан с тем, что некоторые ламнообразные стали теплокровными". Что позволило бы этим акулам вырасти до таких размеров, чтобы они могли охотиться на более крупную добычу. И, в свою очередь, им потребовалось бы больше энергии, к примеру, благодаря теплокровности, являющейся эволюционной адаптацией, для поддержания столь активного образа жизни.
Однако все это не в полной мере объясняет уникальный супергигантизм мегалодона, добавляет Годфри. Для этого ему было необходимо достаточное количество пищи. "Я очень сомневаюсь, что макрохищные гигантские акулы могли бы существовать в отсутствие крупной добычи", — отметил он.
Феррон согласен. "Гипотеза нова, — говорит он. — На мой взгляд, гигантизм у мегалодона стал результатом совокупности факторов", — сказал он. Репродуктивная особенность могла помочь им вырасти большими, эндотермия поддерживала их активность, а обилие крупной добычи обеспечило пропитанием.