Женщина в Антарктиде. Как трагедия на станции "Вернадский" стала праздником сексизма

8 мая на украинской станции "Академик Вернадский" в Антарктиде погиб повар Василий Омелянович. Но журналисты умудрились превратить трагедию в мыльную оперу, попутно унизив женщин

Фото: соцсети

11 мая на телеканале "Украина" в вечернем выпуске новостей вышел сюжет под названием "Смерть украинского полярника". В нем журналисты пробовали разобраться, что случилось на станции "Академик Вернадский" и почему Омелянович погиб. Точнее, делали вид, что пытались. На самом деле, вердикт был вынесен заранее, и он был безапелляционным: повар покончил с собой и виновата в этом женщина.

Важно подчеркнуть, что дело о гибели полярника расследует полиция и самоубийство - это только одна из версий. Однако для журналистов других версий как будто не существовало: они упомянули о расследовании вскользь и не стали акцентировать на этом внимание, в то же время говорили о суициде как об установленном факте, подчеркивая: Омелянович был "сильным и мужественным человеком - слабым его сделала любовь".

А дальше перед зрителем нарисовали сюжет, достойный "Санта-Барбары": полярник спокойно работал и жил, но вдруг на станции появилась женщина, которая разбила ему сердце. Из сюжета неясно, было ли чувство Омеляновича взаимным и состоял ли он с женщиной в каких-либо отношениях, однако сказано, что она "опять" завела роман с одним из работников. Василий, как утверждают авторы сюжета, "не мог жить без любимой" и повесился в столярке.

Можно только представить, что чувствует женщина, бывший парень которой погиб. Еще сложнее представить, что она чувствует после того, как ее обвинили в его смерти на всю страну. Весь сюжет пропитан унизительными и пренебрежительными комментариями в ее сторону, и для полноты картины не хватало разве что имени, ее паспортных данных и личного номера телефона. Тут журналисты решили воздержаться, хотя я бы не удивилась, если бы персональные данные все же попали в эфир.

Дальше - больше. В сюжет решили включить комментарий одного из участников экспедиции, который принципиально отказался от очередной поездки на "Вернадский" "именно потому, что в составе экспедиции были женщины". Мол, зимовать в Антарктиде тяжело, там холодно и одни мужики вокруг, а женщинам-то чего там делать? От них якобы одни конфликты. Ну а если "допустить мысль", что женщина - тоже человек и может быть ученым, то пусть сначала проходит психологическую подготовку, и уж только тогда мужчины подумают и решат - давать добро или нет.

Такую мысль подтверждает и комментарий психолога, которая раньше работала на "Академике Вернадском". Она утверждает, что возлюбленная Омеляновича не проходила "психологического контроля". При этом о том, проходил ли такой "контроль" сам погибший и является ли он обязательным для всех членов станции, независимо от пола, не сказано ни слова.

У женщин с Антарктидой и так непростые отношения. Длительное время девушек-ученых не допускали на экспедиции на Белый материк, а впервые женщина ступила на берег Антарктиды только в 1935 г. Каролин Миккельсен из Норвегии тогда сопровождала своего мужа, который служил капитаном корабля-китобоя. Первая женщина-ученый в Антарктиде появилась на 20 лет позже - в 1956 г. россиянка Мария Кленова, ведущий геолог советской экспедиции, прибыла на станцию проводить исследования остаточных пород. Со временем пещерные представления о "месте женщины на кухне" начали понемногу уходить в прошлое, в состав Второй антарктической украинской экспедиции, которая работала в 1997-1998 гг., были включены четыре женщины, и трое из них были учеными.

Однако после этого практику включения женщин в украинские экспедиции в Антарктиду решили прекратить. Никаких официальных документов, запрещающих женщинам работать на зимовке, не существует, однако женщин допускали исключительно на сезонные работы. Видимо, руководство Национального антарктического научного центра (НАНЦ) боялось, что мужчины сразу же передерутся между собой, едва завидев девушку издали.

Ситуация начала меняться в 2018 г., когда и. о. директора НАНЦ стал Евгений Дикий. Он сразу же заявил, что с сексизмом пора завязывать. "На первых зимовках женщины работали и выдавали замечательные научные результаты. Но потом было принято решение примерно по такой же логике, по которой ислам обязывает женщину носить чадру: чтобы не вводить в искушение мужчин. Вместо того чтобы воспитывать мужчин, было принято решение не отправлять на станцию ​​женщин", - рассказал он в одном из интервью.

Кстати, именно Евгений Дикий стал единственным героем сюжета, кто занял здоровую позицию относительно гибели Омеляновича. В комментарии журналистам "Украины" он заявил, что не хочет, чтобы в эфире обсуждалась личная жизнь погибшего, а также выступил против того, чтобы журналисты разглашали месторасположение его предполагаемой возлюбленной. Просьбой Дикого на канале решили пренебречь и в течение всего сюжета обсуждали грязное белье и желтушные подробности трагедии. Еще и добавили, что женщина сейчас находится на корабле в Чили и из-за карантина пока не может вернуться в Украину.

К самой женщине, которую журналисты напрямую обвиняют в смерти Омеляновича, за комментарием не обращались или же решили в сюжет его не включать. Действительно, зачем? Она же женщина. Пусть молчит и проходит "психологический контроль". А лучше - и вовсе в Антарктиду не потыкается.

После бурной реакции общественности и десятков оскорбленных комментариев, сюжет удалили с официального YouTube-канала "Украины". Наверное, это максимум, на что способны журналисты, - официального заявления с извинениями и признанием ошибки ждать не приходится. Ведь на самом деле сюжет, к сожалению, это просто зеркало нашего общества. В наших головах смешался забористый коктейль из "места женщины на кухне", "женской логики" и анекдотов про блондинок. Поэтому у нас всерьез размышляют о том, что женщинам-ученым не место в Антарктиде, Стамбульская конвенция до сих пор не подписана, а в школах предлагают учить детей жизни по учебнику "Основы семьи". И сюжеты о "фатальной любви" и "коварной женщине, которая во всем виновата", будут появляться на украинских телеканалах и в будущем, пока мы не изменим свое отношение к проблеме и не уберем разруху в своих головах. Прогноз неутешителен - наше общество придет к этому еще не скоро.