Заработать на почках. Когда в Украине появится белый рынок органов
Служба безопасности Украины обнаружила транснациональную группировку, которая занималась торговлей внутренними органами и зарабатывала до сотни тысяч долларов на одном клиенте. Как рассказывают в пресс-службе, для реализации замысла организаторы подыскивали малообеспеченных людей и предлагали им продавать почки. Коммерческая структура, прикрывавшая их "бизнес", официально занималась лечебным туризмом. Надо заметить, что доноры получали всего $13-15 тыс. за свою почку, тогда как злоумышленники оценивали ее для клиента в сумму $80-100 тыс. Ежемесячно за границу на операции по изъятию органов выезжали четыре-пять украинцев. Преступникам грозит 8-15 лет тюрьмы с конфискацией имущества.
Операции в подвале и год в СИЗО
Вокруг черных трансплантологов ходит много слухов: они, мол, чуть ли не на улицах хватают людей и вырезают у них органы прямо в подвалах. На деле все сложнее - для изъятия органа и, тем более, его пересадки, нужно хорошее и дорогое оборудование. И на все это отводится довольно ограниченный период времени.
Самый крупный в стране скандал с черными трансплантологами произошел семь лет назад в Национальном институте им. Шалимова. В 2010 г. врачей института назвали участниками международной группировки, которая отправляла за границу людей с целью дальнейшего изъятия у них органов. Как правило, украинцев на операции отправляли в Азербайджан. Незаконные операции также проводили в Эквадоре, Косове и самом институте Шалимова. Изъятая почка помогала донору заработать $10 тысяч, а продавали орган уже за $100 тысяч. Среди потерпевших - граждане Украины, Беларуси, России, Молдовы и Узбекистана.
В качестве доноров подыскивали малообеспеченных людей, самыми "популярными" были женщины 18-25 лет с отличным здоровьем. Ежегодный оборот группировки оценивался в $18 млн в год, чистая прибыль - $15 млн. Хирург Владислав Закордонец и анестезиологи Петр Зайченко и Ярослав Романов провели тогда в СИЗО год и девять месяцев, в итоге их отпустили под залог, а в 2013 г. дело закрыли с формулировкой "за истечением сроков давности".
Но черный рынок органов продолжает жить. Так, к примеру, полтора года назад советник председателя СБУ Юрий Тандит заявил, что служба раскрыла преступную группировку, которая отправила на изъятие органов около 25 человек. Сколько таких случаев до сих пор не раскрыто - можно только догадываться.
Убедиться, что черная трансплантология в Украине существует, можно и благодаря обычному интернет-поиску. Например, жителям СНГ, включая Украину, предлагают продать почку в Москву, причем - за 450 тыс. евро, печень - за 320 тыс. евро, костный мозг - за 50 тыс. евро. Обещают помочь с документами, заверить их у нотариуса и не взять за такое сопровождение денег. В Киеве также ищут почку - обещают хорошую награду и просят отправить свои данные: группу крови, возраст, телефон. Цену не указывают.
Сомнительные органы и черный рынок
Украина - лакомый кусочек для черных трансплантологов. Во-первых, люди банально продают свои органы из-за нехватки средств. Язвительные шутки вроде "у тебя две почки и ты не знаешь, где найти деньги?" для некоторых украинцев становятся грустной реальностью. Во-вторых, легально провести операцию по трансплантации в Украине крайне сложно. По данным Минздрава, осенью прошлого года около тысячи украинцев ждали новое сердце, столько же - печень, около двух тысяч нуждались в почках. Но на операционный стол официально попали лишь несколько сотен человек - ежегодно в стране проводится до 140 операций по пересадке органов. Те, кто не получает возможности пересадки, умирают. Или ищут возможность найти органы в других странах.
Дело в том, что по украинским законам пересадить органы от живого донора можно лишь его родственнику или супругу, и то с его письменного согласия. Исключение - костный мозг. В Израиле ситуация иная - донором может выступить не только родственник, но и любой другой человек, добровольно жертвующий свой орган (цена вопроса - $110-120 тыс.). Пересадить почку от неродственного донора можно и в Сингапуре, и в США. На черном рынке почку можно найти по цене $15 тыс. до $120 тыс. (еще в 20-25 тыс. может обойтись операция за границей). Правда, "черный" орган может оказаться заражен различными инфекциями, включая неизлечимые.
Что касается органов умерших людей, то в Украине действует презумпция несогласия. То есть без письменного согласия на донорство после смерти изъять органы у человека не дадут. Мало того, на практике четко не определено, как разрешить использовать свои органы после смерти. Распоряжаться телом умершего могут родственники, но чаще всего они не готовы принять решение об использовании органов близкого человека сразу после его смерти. А ведь промежуток, когда органы еще можно использовать для операции, крайне мал. Почка, изъятая из тела, живет около суток, а вот сердце - всего 8 часов. Во всем мире практически 80% операций происходит с применением так называемого трупного донорства. В Украине в 2015 г. было всего четыре случая таких пересадок.
Почти в половине стран, где возможна трансплантология, действует презумпция согласия на посмертное изъятие органов (Австрия, Беларусь, Великобритания, Россия), в остальных - презумпция несогласия (США, Канада, Германия, Франция). Украина по показателю посмертного донорства - на последнем месте в Европе.
Закон о презумпции согласия или же упрощения процедуры с завещанием об использовании внутренних органов пытались принять в Украине много раз, но поддержки политиков он пока не нашел. Беларусь, например, зарабатывает на замене органов иностранцам, чтобы бесплатно проводить трансплантацию для граждан своей страны. Украина тоже могла бы пойти по этому пути, если бы соответствующие законы были приняты. Пока же ситуация в этой сфере регулируется законом от 1999 г., а многочисленные новые законопроекты до сих пылятся в Раде. Нардепы предпочитают пиариться на этой теме, пугая украинцев страшилками вроде "врачи теперь не будут спасать больного, чтобы получить возможность разобрать его на органы". А тысячи украинцев, у которых нет астрономических сумм для лечения за границей, вынуждены попросту умирать. Возможность сделать операцию по пересадке в собственной стране без нарушения законов значительно уменьшила бы спрос на органы с "черного рынка". Тем более что изъятые на скорую руку почки от недообследованного донора могут скорее добить, чем спасти пациента.