Замечательный сосед. В МОЗ хотят лечить больных туберкулезом на дому
"Украина это Европа, и проблемы у нас общие" - убеждены эксперты, работающие над внедрением новой глобальной стратегии ВОЗ и плана действий по борьбе с туберкулезом для Европейского региона на 2016-2020 гг. В ее рамках лечение закрытых форм болезни предложено осуществлять не в специализированных стационарах, как это сейчас принято в Украине, а амбулаторно и на дому.
Казалось бы, что стоит человечеству, победившему чуму и черную оспу, ликвидировать туберкулез хотя бы в Европе? Ведь к услугам ее населения и действенные противотуберкулезные препараты, и отлично знающие свое дело специалисты-фтизиатры, и целая сеть туберкулезных диспансеров, не говоря уж об изучающих "врага" научных институтах. А древнее заболевание не только не отступает, но и идет в атаку. Причем его возбудитель "обзавелся" мультирезистентным (устойчивым к действию наиболее широко применяемых противотуберкулезных средств) штаммом, обозначаемым аббревиатурой МРТБ.
Сегодня Украина входит в пятерку самых неблагополучных стран мира по распространению МРТБ. При этом в нашей стране самые низкие показатели успешности лечения туберкулеза - излечивается лишь 71% новых случаев и 38,6% случаев МРТБ. В ВОЗ отмечают: почти 23% больных туберкулезом в Украине вообще не были обнаружены.
В итоге получается следующая картина: эффективность лечения крайне низкая, а денег при этом расходуется несметное количество. Поэтому врачи уверены, что практика стационарного лечения туберкулеза себя исчерпала - взять эпидемию под контроль можно только при амбулаторном лечении и лечении на дому. Правда, речь идет только о пациентах с закрытыми (безопасными для окружающих) формами болезни.
По данным экспертов, сокращение пребывания больных в стационарах хотя бы на 1 день на протяжении года способно сэкономить Украине как минимум 50 млн. грн. То есть, выгода очевидна. Но на пути спасения страны от туберкулеза придется воевать не только с бактериями, но и с общественным мнением. Слишком прочно въелась в мозг простого обывателя мысль, что "туберкулезник" - как ни зэк, так наркоман. А таким соседям нигде ни рады.
Статистика как важный фактор общественного мнения
Как ни странно, одним из факторов, рождающих уверенность в "неблагополучности" заболевших туберкулезом, является статистика. Или, вернее сказать, используемые при ее подаче акценты.
Так, согласно данным, озвученным пресс-службой Украинского центра контроля за социально опасными болезнями МОЗ, в 2015 году туберкулез впервые диагностирован в 47% случаев - у безработных трудоспособного возраста, в 4,2% - у вернувшихся из мест лишения свободы, в 3% - у лиц без определенного места жительства. Это много? Конечно! Если сложить цифры вместе, то получится, что 54,2% всех диагностированных в 2015 году случаев туберкулеза приходится на долю социально неблагополучных представителей общества. Вот тут, казалось бы, самое время вскричать о необходимости их длительной изоляции, но...
Под определение "безработные лица трудоспособного возраста" подпадает, например, большинство самых что ни на есть почтенных (и часто вполне обеспеченных) домохозяек, пожертвовавших карьерой ради дома и детей. Поэтому приведенные цифры можно истолковать иначе: как минимум половина больных туберкулезом никак не может считаться социально неблагополучной! Сегодня, как и сотни лет назад, чахотка (как прежде называли туберкулез) равно опасна для людей всех сословий. Среди ее "жертв" - учителя и врачи, ученые и бизнесмены, военные и политики, школьники и студенты. Не застрахованы от туберкулеза даже самые маленькие: в 2015 году от него пострадали 379 детишек в возрасте до 4 лет, причем 33 из них - младенцы до года.
То есть, туберкулез - не бич заключенных, а сложное инфекционное заболевание, требующие квалифицированной, разумной и индивидуальной помощи. Заболевание, которое успешно лечится при своевременной диагностике и надлежащих условиях.
Все дело в ответственности
Врачи-фтизиатры (специалисты по туберкулезу) давно говорят о недостатках обязательной госпитализации всех заболевших туберкулезом. Поэтому в отдельных случаях на свой страх и риск принимают решение о "свободном режиме" для ряда своих пациентов с закрытой формой туберкулеза. Этот режим предполагает максимально частое посещение спецзаведения для получения противотуберкулезных препаратов, однако дает возможность отдыхать от "больничного климата". А значит - на более-менее приемлемом уровне поддерживать социальные и, главное, профессиональные связи и навыки. При этом за пациентом сохраняется положенное койкоместо, больничный паек и медицинские службы, требующие немалого финансового ресурса - курс лечения "обычного" туберкулеза рассчитан на 9 месяцев, а МРТБ - на два года.
Именно за ломку этого устаревшего стереотипа оказания медицинских услуг при закрытом туберкулезе сегодня выступают эксперты. Они с цифрами в руках доказывают финансовый и социальный выигрыш от внедрения схемы амбулаторного и/или домашнего лечения и сопутствующего контроля его результатов. Схематично ее можно описать так: открытые формы туберкулеза необходимо лечить в закрытом стационаре, тогда как закрытый туберкулез можно и нужно лечить открыто.
Очевидный плюс этой инициативы - уменьшение опасности внутрибольничного заражения "чужими" штаммами туберкулеза (в том числе МРТБ), экономия ресурсов на организацию и сохранение больничных мест и увеличение процента раннего обращения за помощью. Ведь именно из-за нежелания ложиться в тубдиспансер многие больные обращались за врачебной помощью, уже изрядно запустив болезнь.
Открытым же в предложенной схеме остается вопрос ответственности за результаты лечения. Если при стационарном ведении больного она всецело ложится на медперсонал, то при амбулаторном и тем более домашнем лечении львиная ее доля ляжет на пациента.
Но вот как решить проблему социальную, то есть изменить отношение общества к больным, медики не говорят. А без широкой просветительской работы с украинцами самого разного возраста и достатка туберкулез продолжит оставаться заразной болезнью социального дна. А кривые взгляды и перешептывания, тыканье пальцем и шараханье - не самая благоприятная атмосфера для выздоровления больного.
Между тем не стоит забывать, что ежегодно в Украине туберкулез диагностируется у более чем 30 тысяч человек - это четыре новых случая каждый час. Каждый восьмой больной умирает. И если не изменить отношение к болезни, не вывести ее из ранга постыдной, наша страна продолжит оставаться рассадником инфекции, которую давно уже можно было приструнить.