Зачем Украине международное признание ЛНР и ДНР террористами?

Алексей КАФТАН. Журналист-международник

21 июля Президент Украины Петр Порошенко обратился к ЕС, США
и ООН с призывом признать международными террористическими организациями Луганскую и Донецкую народные республики (ЛНР и ДНР). "ДС" решила выяснить:

Украинская Генпрокуратура приняла решение о признании ЛНР и ДНР террористическими организациями еще в мае. Сенат США и парламент Австралии сделали то же самое в ответ на обращение Петра Порошенко. Подобный шаг готовится сделать Великобритания. Аналогичное решение Европарламента также не заставит себя долго ждать. Непосредственным поводом для этого стала гибель малайзийского Боинга-777, сбитого над Шахтерском, хотя во внимание брались также подрывы объектов инфраструктуры, обстрелы жилых домов, похищения, пытки и убийства, ранее совершенные боевиками ЛНР и ДНР.

Признание международным сообществом той или иной организации террористической чревато большими неприятностями для ее непосредственных участников, спонсоров и поддерживающих правительств. Самое очевидное - отслеживание денежных потоков, предназначенных для ее обеспечения, блокирование счетов, вскрытие и разрушение финансовых сетей, включая санкции против уличенных в связях с террористами бизнес-структур. Уголовное преследование "кошельков" боевиков и их руководителей, обмен информацией о них между полицейскими и разведывательными структурами - тоже дело ясное. Фактически речь идет о создании условий, вызывающих "голодную смерть" и жесткое ограничение ареала обитания группировки.

Но не только. Признание ДНР и ЛНР террористическими организациями автоматически переведет Россию в статус страны - спонсора терроризма со всеми вытекающими последствиями вплоть до введения пресловутых секторальных санкций, санирования банковских операций, разрыва финансовых связей и введения существенных торговых ограничений вплоть до эмбарго на поставки оружия и передачу ряда технологий. Угроза таких последствий, по идее, может заставить Кремль отказаться от дальнейшей дестабилизации Украины. Впрочем, здесь есть нюанс: без соответствующего решения ООН рассчитывать, что давление на РФ будет всеобъемлющим, не приходится - это будет все та же партия "Запад против Москвы". Решение же Совбеза должно быть единогласно принято всеми пятнадцатью его членами. По этой причине, кстати, за всю историю ООН признала террористическими всего три организации. На подходе решение о четвертой, но велики шансы на то, что Россия затормозит пополнение этого списка за счет ДНР и ЛНР единолично или с помощью кого-то из временных членов Совета.
Но даже если СБ ООН в очередной раз продемонстрирует импотенцию, международные правовые нормы очень жестко ограничивают возможности контактов с организованным терроризмом. Таким образом, закрепление этого статуса за ДНР и ЛНР исключает возможность их участия в любого формата переговорах о мирном урегулировании ситуации в Донбассе. Тем самым Москва лишается дополнительного рычага влияния и второго, якобы самостоятельного, но абсолютно подконтрольного ей голоса.