Зачем нам "раздутый" Минздрав
Чиновники от здравоохранения со все большим азартом перебирают на себя обязанности коллег из других ведомств. Несвойственных Минздраву полномочий, которые тот "оттяпал" себе за последний год, стало настолько много, что правительству пришлось утверждать новое положение о МОЗе, которое на днях было опубликовано и вступило в силу.
Согласно документу, Министерство здравоохранения, помимо своей основной роли - обеспечения формирования и реализации государственной политики в сфере здравоохранения - также будет курировать направление борьбы со СПИДом и другими социально опасными заболеваниями (ранее этим занималась специальная госслужба по вопросам противодействия ВИЧ/СПИД), препятствовать незаконному обороту наркотических средств (вместо ликвидированной в конце прошлого года службы по контролю за наркотиками), а также защищать украинцев от распространения различных заразных инфекций (что до сегодняшнего дня делала СЭС).
Интересно, что когда принимались решения о расформировании названных выше государственных служб, их полномочия планировали передать другим ведомствам, проведя процесс реорганизации последних и объединив их штат с лучшим кадровым составом структур, попавших под сокращение. К примеру, бороться с наркотиками должна была Гослекслужба. Но, несмотря на то, что процесс ее реорганизации должен был начаться еще в конце прошлого года, по сути пока ничего так и не сделано. Кроме того, что последняя осталась без финансирования и сейчас не только не борется с наркоманами, но не исполняет даже своих прямых обязанностей, на что уже активно жалуются фармацевты.
Схожая ситуация и с СЭС. В конце прошлого года правительство приняло решение о реорганизации фитосанитарной, санитарно-эпидемиологической служб и службы по защите прав потребителей и создании на их базе нового ведомства - службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Министр здравоохранения Александр Квиташвили, вступив в должность, безапелляционно заявил, что СЭС вообще будет ликвидирована, так как "вся ее деятельность была построена на взятках". Теперь же, оказывается, эпидемиологической ситуацией Минздрав будет заниматься сам.
Понятно, что для выполнения новых задач министерство будет создавать дополнительные управления и подразделения (согласно новому положению, министр вправе это делать, согласовав увеличение штата с Минфином). Но сможет ли оно выполнять несвойственные ему функции лучше, чем специализированные ведомства - большой вопрос. Ведь пока управления сформируют, пока наберут специалистов и введут их в курс дел, пройдет немало времени. И неизвестно, кто прийдет в новосозданное структуры - не те ли погрязшие в коррупции чиновники, из-за которых правительство ликвидировало целые ведомства. Как показывает практика, люди, знакомые с коррупционными схемами и способные адаптировать их на новом месте у нас оказываются весьма востребованными. Освоить же на переданных МОЗ направлениях есть что, ведь не зря и СЭС, и общество защиты прав потребителей и служба по борьбе с наркотиками ранее считались одними из наиболее коррумпированных ведомств.
Между тем, пока Минздрав готовится взять на себя новый участок работы, его все чаще обвиняют в том, что оно не справляется со своими основными функциями. И дело не только в нашумевших госзакупках лекарств, которые в очередной раз рискуют быть сорванными. Не так давно Счетная палата обнародовала результаты аудита МОЗ. Выводы проверяющих оказались неутешительными: в 2013-2014г министерство "не обеспечило "надлежащего выполнения задач, определенных бюджетной программой "Руководство и управления в сфере охраны здоровья", а значит - и эффективного расходования средств из казны, которые на это выделялись". Проверяющие не исключают, что МОЗ плохо работал из-за частной смены руководства и кадровых перестановок - за неполные два года министры и их замы менялись трижды, а обновленную структуру министерства вообще утверждали пять раз. Кроме того, МОЗ получил денег на 40% меньше, чем просил. "В таких условиях ведомство внедрило практику улучшения своей материально-технической базы за счет подведомственных организаций", - утверждают в Счетной палате.
К примеру, Минздрав забрал у своих дочек "во временное пользование" значительную часть компьютерной техники, мебели и прочей офисной "мелочи", в результате чего стоимость числящегося на балансе МОЗ имущества за два года выросла в 1,2 раза и составила 1,1 млн грн. Минздрав "мутил" и с помещениями, сдавая их в аренду без договоров, чем нанес государственному бюджету убытков на 4,5 млн грн.
Понятно, что на фоне сотен миллионов гривен, которые осваивались мозовскими чиновниками на госзакупках лекарств, названные суммы кажутся копеечными. Но можно допустить, что желание Минздрава заполучить под свой контроль как можно больше направлений, объясняется в том числе, и попыткой добиться увеличения государственного финансирования.