За что могли стрелять в замминистра образования

Если покушение на Инну Совсун - не случайная хулиганская выходка, оно может быть предупреждением министру Квиту, начавшему радикальную чистку рынка
Фото: УНИАН

Вчерашний обстрел машины заместителя министра образования Инны Совсун (напомним: в авто на тот момент находился водитель, никто не пострадал) обрастает все новыми подробностями, причем, что из них правда, а что - предположения и до мысли пока не понятно. Стрелявший, о задержании которого заявили правоохранители, якобы, находился в состоянии алкогольного опьянения и выбрал в качестве объекта нападения не только МОН, но и здание Мининфраструктуры, которое расположено неподалеку. МВД заявило об открытии уголовного дела по факту покушения на убийство.

Сама Сосун инцидент не комментирует, поясняя это тем, что "у нее до сих пор дрожат руки". Министр Сергей Квит отреагировал на ЧП скупым сообщением на своей странице в Фейсбук, констатировав уже известные общественности факты - никто не пострадал и милиция во всем разберется. На самом деле до сих пор даже не ясно - был ли прицельный огонь по авто Инны Совсун собственно покушением на замминистра. И, если это так, на чью больную мозоль наступили в министерстве и кто из его руководителей может стать объектом для расправы в следующий раз.

Формально убивать Совсун не за что. Да, она является правой рукой главы ведомства Сергея Квита, активно выступает в СМИ, анонсируя планы министерства образования, курирует рынок высшего образования, но все же основную погоду на образовательном рынке делает министр, а не его заместитель. С другой стороны, скандалы в центре которых в последние месяцы то и дело оказывается МОН и подконтрольные ему структуры, позволяют предположить, что у руководства министерства появились влиятельные недоброжелатели. Речь идет, в частности, о ситуации вокруг Центра независимого оценивания, руководителя которого Игоря Ликарчука этим летом обвинили в подтасовке результатов ВНО и на время проведения следствия отстранили от должности. Сам Ликарчук тогда заявлял, что дело явно шито белыми нитками - его таким образом вроде бы "наказали" за принципиальность. Благодаря введеным в этом году новшествам сдать внешнее независимое тестирование и поступить в вуз стало сложнее, чем ранее, а выпускники прошлых лет были вынуждены пересдавать экзамены, тогда как ранее могли поступать по старым сертификатам. "Продавать" же балы чиновники, по их словам, отказывались, несмотря на многочисленные предложения со стороны влиятельных и денежных родителей. Совсун рьяно защищала Ликарчука, но само предположение о том, что расправиться с замминистра решился родитель оставшегося без студенческого билета абитуриента, выглядит как-то уж слишком сюрреалистично.

На рынке есть целый клан, представляющий интересы ректоров, которых МОН всячески оттесняет от денежных потоков, связанных и с поступлением в вузы, и с раздачей ученых степеней и званий

Другое дело, что на рынке есть целый клан, представляющий интересы ректоров, которых МОН всячески оттесняет от денежных потоков, связанных и с поступлением в вузы, и с раздачей ученых степеней и званий. А то и вообще выгоняет с насиженных мест. Квит, помимо того, что ведет активную работу по уменьшению количества вузов, реально, а не на словах, борется с коррупцией. Не так давно, к примеру, начались чистки в Национальном авиационном университете (НАУ), который долгие годы возглавлял кум экс-министра Дмитрия Табачника и любитель роскошной жизни (это на ректорскую-то ставку) Максим Луцкий. Сейчас в университете начат аудит, и можно только догадываться, какие грехи прежнего ректора всплывут на поверхность (поговаривают, что одним из источников его благосостояния было разбазаривание земли и имущества учебного заведения). Вузов, подобных НАУ, в Украине еще немало, так что ректорам есть чего бояться.

МОН же декларирует и дальнейшее ужесточение правил поступления и получения ученой степени. В ближайшее время в частности, будет начата масштабная охота на любителей скачивать рефераты и докторские из интернета (за плагиат могут выгнать из вуза или лишить звания). Понятно, что столь радикальные действия министерства многим не нравятся. Но, если есть люди, готовые за это стрелять, то скорее всего, тогда покушение на Совсун было предупреждением Сергею Квиту.