• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Олимпийские тигры. Почему растут аппетиты устроителей мировых игр

Стоимость проведения Олимпиад резко выросла, достигнув фантастических сумм. Между тем, "спорт высоких достижений" все меньше похож на собственно спорт

Церемония открытия Олимпийских игр в Токио
Церемония открытия Олимпийских игр в Токио / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Сегодня в Токио открылись отложенные на год из-за пандемии коронавируса Олимпийские игры. Паралимпийские последуют за ними 24 августа.

По последним данным, предварительная оценка стоимости Олимпиады Токио-2020 составляет сейчас $28 млрд, причем и эта цифра, определенно, не окончательная. Это означает, что прогноз на сумму $7,3 млрд, который Токио первоначально представил в 2013 году, покроет лишь около четверти фактических расходов. 

Даже для экономически мощной Японии $28 млрд. — довольно крупная сумма. Отбить ее за счет финансирования МОК, продажи рекламы, билетов, трансляций, других доходов от зрителей – на которых Олимпиада, в конечном счете, и замыкается — наверняка не удастся. Это не удавалось и в лучшие годы – а сейчас, на фоне пандемии и при пустых трибунах, не удастся тем более. Недополученные расходы достанутся в подарок принимающей стороне. Как будут их делить между местными и государственным бюджетом – дело японцев, но в любом случае они будут оплачены из японских налогов. Ведь мы же помним, что не бывает никаких "государственных денег" — а есть только деньги налогоплательщиков?

Расходы, и немалые, включая затраты на подготовку команд к соревнованиям, несут и страны-участницы, хотя, конечно, они не идут ни в какое сравнение с расходами принимающей стороны.

Вопрос о том, почему стоимость Олимпиады выросла вчетверо, можно разбирать довольно долго, роясь в скучных деталях, и глядя на то, как участники этих расходов кивают друг на друга. Понятно, что дело тут не только, и не столько в инфляции или в неумении планировать, сколько в том, что все потраченные на Олимпиадах деньги не испарились в воздухе, а осели в чьих-то карманах. И, если устроители Олимпиады сильно потратились, то кто-то рядом с ними неплохо заработал, пользуясь, в частности, и тем, что сторона, получившая право на проведение Олимпиады, отказаться от него практически не может, и, значит, немедленно оказывается на крепком кукане. Есть, впрочем, и объективные причины: так $2,8 млрд добавили к расходам меры по борьбе с пандемией. Хотя и это совсем не значит, что кто-то не сумел крупно заработать и на них. Кстати, по итогу игр мир гарантированно получит несколько новых вспышек ковида, поскольку скопление такого числа людей в одном месте просто не может к ним не привести, как ни страхуйся.

Церемония открытия Олимпийских игр в Токио
Церемония открытия Олимпийских игр в Токио / Getty Images

Те, кто приехал на Олимпиаду: спортсмены, судьи, работники команд и зрители оказались в зоне постоянных запретов из соображений безопасности. Картонные кровати "антисекс", расставленные в номерах для спортсменов "во избежание заражений" — наилучшая демонстрация этого факта. Гипертрофированные меры безопасности давно превратили массовые мероприятия такого уровня в подобие перемещения заключенных. Все эти бесконечные ограничения зрителям придется вытерпеть только ради того, чтобы с трибуны огромного стадиона взглянуть на копошащиеся внизу маленькие фигурки. Даже при очень большой любви к спорту смотреть Олимпиаду на телеэкране становится все более и более предпочтительней, чем тащиться куда-то на край света. И, поскольку, размер и качество изображения на плазменных панелях в квартирах и спортивных барах растут, а с ними растут и меры запретительной безопасности для защиты от всего, на всем пути к месту проведения Олимпиады, и на самом этом месте — такая предпочтительность будет только возрастать.

Реклама на dsnews.ua

А на что, кстати, смотреть? На спорт? Олимпийский спорт, задуманный как соревнования любителей, уже к 70-м годам прошлого века стал по факту абсолютно профессиональным ристалищем гладиаторов. Характерно, что чем более тоталитарным был режим в стране-участнице, тем быстрее шла его профессионализация. Но и этот этап уже давно пройден. На олимпийские соревнования все чаще выходят биологические машины, подготовленные по новейшим технологиям, но без применения запрещенных веществ, список которых все время растет. Отлов нарушителей стал, по сути, главным олимпийским соревнованием. Если же поймать рекордсмена на запрещенном не удается, нечеловеческие рекорды все равно уже не впечатляют. Они давно вышли за пределы возможностей обычного человека, даже очень любящего спорт и занимающегося им как любитель.

К тому же спорт как форма самоутверждения, выходит из моды. Его теснят компьютерные игры, которые вот-вот прорвутся в олимпийский список (и принесут с собой деньги IT-компаний).

Что остается? Остается демонстрация "спортивных достижений страны/нации/мудрого руководства", хорошо подогревающая энтузиазм плебса, что позволяет лучше держать его под контролем. Чем больше власть какой-либо страны нуждается в таких достижениях – тем меньше там демократии и больше популизма или открытой диктатуры. Которая, в конечном счете, тоже всегда опирается на плебс, манипулируемый популистскими приемами. Гордый уход КНДР с олимпиад как раз и был вызван тем, что в фантастическом мире, выстроенном династией Кимов в головах северокорейцев, их страна должна была выигрывать везде и во всем – а, если это невозможно, то, лучше, право, и не ездить. Вполне вероятно, что этим же путем вскоре пойдет и Россия, но пока россияне на Олимпиаду приехали. Даже лишение их гимна и флага не стало препятствием для этого. Главный дипломатический конь РФ Сергей Лавров уже попытался соржать по этому поводу, заявив, что хотя российская команда без флага и гимна называется теперь ROC (Russian Olympic Committee), это перекликается со словами из песни We Will Rock You — "Мы вас разгромим", и, значит, "символизм обязывает дополнительно всех стараться побеждать". Ну, что ж, как говорят, символическому кораблю – символический заряд шимозы. Россиянам не впервой совершать плавания в Японию в поисках побед

И, наконец, остается бюрократическая инертность. Бюрократы МОК, как только мокут, поддерживают легенду о небывалой престижности олимпийских медалей – поскольку для них это вопрос выживания. А государственные бюрократы поддерживают их, исходя из того, что, когда такие деньги переходят из рук в руки, даже мимолетное прикосновение к ним способно обогатить, если только хват оказался правильным.

Вот, собственно, и вся Олимпиада. Остался ли в ней смысл? Тем более, сейчас, когда абсолютное большинство зрителей смотрит соревнования дистанционно? Ведь следом за дистанционной работой и учебой, напрашивается и дистанционное проведение, по крайней мере, тех соревнований, где счет идет на метры, килограммы и секунды, не предполагая непосредственной борьбы.

И, вообще, не лучше ли сосредоточиться на чем-то настоящем и значимом, не пытаясь компенсировать скверную реальность бессмысленными, беспощадными и очень дорогими "победами в большом спорте"?

    Реклама на dsnews.ua